Статистика на уровне цен — одна из самых красноречивых
Почти за пять лет крупнейшие банки мира закачали на финансовые рынки около семи триллионов долларов, заявляя, что тем самым пытаются запустить оздоровление экономики.
Статистика на уровне цен — одна из самых красноречивых. Она показывает, что вместо роста цен (знак оздоровления в так называемых «нормальных» условиях) усиливается дефляционная тенденция.
В США цены на потребительские товары упали в мае на 0,4 процента — это самое крупное снижение с конца 2008 года. В апреле произошло снижение на 0,2 процента. В 17 странах Еврозоны, если не считать продукты питания и энергию, цены на потребительские товары выросли в апреле на один процент по сравнению с прошлым годом.
Тенденция к снижению может иметь далеко идущие последствия. Столкнувшись с падением цен на свою продукцию, большинство фирм и корпораций стремится не к инвестированию и расширению производства, как происходило бы при оздоровлении, а идёт путём снижения издержек производства финансовых спекуляций. За этим последует сокращение рабочих мест, которое приведёт к снижению спроса и усилению дефляционного тренда.
Другие экономические данные только подтверждают эти выводы. В апреле объём промышленного производства в США упал на 0,5 процента, хотя прогнозировалось снижение на 0,2 процента. Это позволило сделать прогнозы относительно дальнейшего ухудшения ситуации во втором квартале.
В еврозоне безработица растёт на протяжении 23 месяцев подряд и к настоящему моменту составляет 12,1 процент. Это на 1,1 процент больше, чем год назад. В первом квартале экономика еврозоны сократилась на 0,2 процента, а это означает, что текущее снижение продолжается дольше, чем то, что переживали в 2008-2009 годах.
В противоположность реального сектора экономики, финансовые рынки переживают беспрецедентный бум. С тех пор, как сентябре прошлого года ФРС начала третий раунд валютного стимулирования, индекс Доу-Джонса для акций промышленных компаний поднялся на 15 процентов. В Японии Nikkei подскочил с декабря на 44 процента. В Великобритании благодаря валютному стимулированию со стороны Английского банка индекс FTSE подрос за полгода на 20 процентов.
Весь этот немыслимый рост питается исключительно триллионами долларов, закачанных в финансовую систему крупнейшими центральными банками. Ничего общего с «оздоровлением» он не имеет. Никогда ещё в истории капитализма не существовало такого расхождения между ситуацией на финансовых рынках и реальными экономическими процессами.
Несмотря на то, что любой рациональный анализ свидетельствует о надвигающейся катастрофе, лихорадочные спекуляции продолжаются, подчиняясь только своей безумной логике. Как сказал в июле 2007 года тогдашний глава банковского гиганта Citigroup Чак Принс «Пока играет музыка, мы должны танцевать». Через год глобальную финансовую систему поразил самый глубокий с 1930-х годов кризис.
Сегодня ситуация потенциально даже хуже, чем пять лет назад, потому что в отличие от 2008 года центробанки, выкупившие финансовые активы на триллионы долларов, сами являются крупнейшими игроками на рынке, а следовательно крушение финансовых рынков отразится на них непосредственно.
В майском анализе экономистов Международного валютного фонда содержится предупреждение о том, что результатом политики дешёвых денег могут стать большие потери, когда ставки процента достигнут пика и облигации просядут в цене. Потери Федрезерва могут составить до 4 процентов ВВП (или ($628 миллиардов), Банк Японии может потерять до 7,5 процентов ВВП, а Английский банк — около 6 процентов.
Другими словами, новый финансовый шок может поставить под сомнение стабильность самих центробанков. И, в отличие от ситуации 2008-2009 годов, они будут не в состоянии осуществлять «спасательные операции».
Центр исследований глобализации (CRG)www.globalresearch.ca
перевод mixednews.ru