Банковская отрасль в странах Балтии
Ольга Павук, Dr.oec., БК материал и фото с сайта www.baltic-course.com
Члены Клуба приняли участие в очередном заседании Круглого стола на тему «Банковская отрасль в странах Балтии: уроки кризиса».
Круглый стол организовали: Балтийская международная академия (БМА), Конфедерация работодателей Латвии, интернет-журнал The Baltic Course.
Впервые посредством видео-конференции к дискуссии присоединились эксперты из Киева и Харькова, представлявшие Университет банковского дела Национального банка Украины (УБД НБУ).
Участвовавшие в диалоге эксперты отметили, что, пожалуй, впервые вопросы банковского кризиса обсуждаются сточки зрения его уроков. Очевидно, действительно, пришло время не только подводить итоги первого серьезного кризисного года в отрасли, но и сделать некоторые выводы на будущее.
К обсуждению злободневой темы были приглашены не только ученые-экономисты, но и аналитики нескольких коммерческих банков и дипломаты из разных стран, занимающиеся вопросами торгово-экономических отношений.
Павел Баранай, президент Дипломатического экономического клуба, секретарь Посольства Словакии в странах Балтии, говорил о благоприятном положении в банковском секторе своей страны.
«Банковский сектор Словакии был поражен финансовым кризисом незначительно, на что указывают такие показатели 2008 года, как: относительно высокая прибыльность сектора, высокие темпы роста кредитования, стабильные процентные ставки на предоставленные новые кредиты, а так же стабильные ставки на межбанковском рынке и стерилизационная позиция Национального Банка Словакии (НБС)», рассказал он.
Среди причин благоприятного состояния банковского сектора Словакии П. Баранай назвал: значительный хозяйственный рост экономики, долгосрочная и последовательная политика банков при предоставлении кредитов, невысокая международная интеграция банковского сектора Словакии, что способствовало низкой экспозиции рискованных активов. Прибыльность банковского сектора непрерывно растет, начиная с 2000 года, когда была завершена главная часть реструктуризации банковского сектора Словакии
Среди прочих, обсуждался вопрос участия государства в выходе банковской отрасли из кризиса в разных странах.
Александр Панков, вице-президент Rietumu banka. Этот крупный по местным меркам банк с частным капиталом в тяжелый для отрасли 2009 год сумел заработать самую большую прибыль среди всех банков Балтии.
А. Панков отметил, что банк не только получил прибыль в размере 13 млн. латов, но и сумел серьезно увеличить накопления. Благоприятной на общем фоне ситуации в банке способствовала долговременная работа по снижению неоправданных затрат, начатая задолго до начала кризиса.
В то время как скандинавские и немецкие банки в странах Балтии преследовали свои цели по расширению розничных услуг, и после вступления Латвии, Литвы и Эстонии в ЕС их присутствие в регионе усилилось, банк Rietumu искал и нашел свою нишу.
С 2004 года банк занимается кредитованием в Латвии и других странах, сосредоточив внимание на крупных клиентах. При этом банк очень консервативно относится к бизнес-планам, персонально рассматривая каждый кредит.
«В то время как в Латвии практически полностью остановилось кредитование, 40% кредитного портфеля Rietumu находилось вне страны. Но и внутри Латвии мы ориентируемся на корпоративных клиентов. 2009 год стал для нас годом огромных возможностей во время кризиса», – подчеркнул А. Панков.
Подключившаяся к видео-дискуссии Галина Азаренкова, д.э.н., зам. директора по научной работе Харьковского института банковского дела УБД НБУ, отметила, что украинская экономика сильнее других пострадала от кризиса.
В 24 из 198 банков, на долю которых приходится 12% активов банковского сектора, за период с ІV квартала 2008 года была введена временная администрация, после того как они не смогли выполнять свои обязательства.
В пяти из этих банков временная администрация с тех пор была отменена, а три из этих пяти банков были национализированы. Сейчас 12 банков находятся на стадии ликвидации. 51 банк с иностранным капиталом, захватив долю рынка почти в 50%, по итогам 2009 года понесли убытки в размере 1,3 млрд. долларов. Худшие результаты продемонстрировали только банки с временными администрациями. Доля плохих кредитов в отрасли составляет 10%.
«Но никто сегодня не знает, достигли ли мы дна. Надстройка, как корень зла финансовой отрасли, должна быть разрушена, это и ипотечные закладные, и ценные бумаги фондов хеджирования, – считает Г. Азаренкова. – Главная задача, которую предстоит решить для банковской отрасли – усиление роли государства».
Аналитик департамента финансов и рисков АО Privatbanka, дочернего банка украинского ПРИВАТБАНКА, Гиртс Пойканс, отметил роль материнского банка, оказывающего в кризисной ситуации материальную поддержку своему дочернему предприятию в Латвии. В 2009 году капитал Privatbanka был увеличен вдвое, в текущем году акционеры планируют еще одно двукратное вливание.
Говоря об уроках кризиса, Г Пойканс подчеркнул необходимость обращать повышенное внимание на диверсификацию портфеля банков и его контроль, а также на поддержание высокого уровня ликвидности и достаточности капитала. «Надо с радостью воспринимать все испытания, как опыт для будущих успехов», – посоветовал Г. Пойканс.
Янош Рекаши, советник по экономическим вопросам Посольства Венгрии в Латвии и Эстонии, вице-президент DEC, считает, что для его страны самым главным приоритетом для следующего правительства должен стать переход на евровалюту. Чтобы это произошло в 2015 (или 2014 году) необходимо пойти на некоторые неприятные ограничения.
Чтобы защитить граждан и усилить веру к банковской системе Венгрии, в 2009 году увеличен предел гарантии депозита с 22 млн. евро до 47 млн. евро. Введены гарантии для должников внутреннего займа, потерявших работу из-за кризиса и другие меры, смягчающие последствия кризиса.
В ближайшем будущем Венгрии необходимо решать целый ряд проблем реструктуризации социальной системы, сдержанности в расходах общественного сектора, жизнеспособности пенсионной системы, снижением коррупции и других важных вопросов для повышения конкурентоспособности страны.
Заместитель директора по научной работе Львовского института банковского дела УБД НБУ Алексей Другов предупредил о грядущей второй волне кризиса. К осени, по его мнению, невозвраты кредитов, составляющие сегодня в украинских банках 10%, достигнут 30%. Причем 60% кредитов выданы в долларах и евро, после девальвации гривны возможности возврата кредитов ухудшились. А поскольку помощь банкам со стороны государства сведена в Украине к минимуму, стране угрожает и третья волна кризиса. Есть разные варианты поддержки со стороны государства, полагает А. Другов, среди которых реструктуризация кредитов, создание «плохого банка» и др. «Первое, что надо делать – решить вопрос плохих долгов», уверен ученый из Львова.
Главный аналитик инвестиционного управления Latvijas Krajbanka, Ольга Эртуганова задалась вопросом, усваиваем ли мы уроки кризиса или замещаем их мифами, предложив обратиться к истории. В результате стремительного роста кредитов в так называемые тучные годы, долговые обязательства частного сектора значительно выросли: в конце 2008 года кредиты местному частному сектору составляли 84% от ВВП в Латвии, 96% – Эстонии и 59% – Литве. В случае Эстонии и Латвии данный показатель был одним из самых высоких среди стран новой Европы и сравним с ситуацией в некоторых развитых европейских странах.
«Высокая долговая нагрузка в частном секторе Балтии указывает на то, что дальнейший рост кредитования связан с повышенным риском и может вызвать более существенное ухудшение качества кредитного портфеля коммерческих банков», предупреждает аналитик. Несомненно, существует значительная разница между стагнацией в экономике Японии в начале 90х годов прошлого века и рецессией в Балтии. Тем не менее, одна из основных причин «потерянного десятилетия» в Японии может быть актуальна и для балтийских стран – при условии, если заметный рост кредитования начнется в еще слабых экономических условиях».
Интересный выход для решения вопроса помощи государства предложил А. Панков. Денег у латвийского государства для помощи банкам нет, с другой стороны оно не занимается и регулированием экономической деятельности. По мнени. вице-президента Rietumu banka, сегодняшнее законодательство не эффективно и не может перезапустить экономику. Нужны новые законы о неплатежеспособности, о залогах, с тем, чтобы быстро обанкротить предприятия и в течение 3–4 месяцев запустить их заново. И тогда банки смогут выдавать уже чистым предприятиям новые кредиты. Над такими предложения для правительства сейчас работает АКБЛ.
Член-корреспондент АН Латвии Имант Киртовский обратил внимание на необходимость повышения социальной ответственности банков за движение денег, для чего необходимо пересмотреть экономическую теорию.
«Банковский кризис является составной частью общего мирового кризиса, порожденного политикой глобализации. Требуется новая система менеджмента бизнеса, усиление государственного регулирования экономики страны и мира, – считает известный ученый. – Необходимо повысить социальную ответственность банков за движение денег, кредитование производства и личного потребления. Пересмотреть экономическую теорию и найти новый критерий стоимости денег, чтобы был бы обеспечен эквивалентный обмен между производителем и покупателем. Банковская система стран Балтии существуют в условиях, когда рынок товаров свободен, а денежные расчеты зажаты тремя самостоятельными валютами. Следует пересмотреть архаические критерии Маастрихтского соглашения, и ввести евро в Балтии».
О разграничении фискальных и монетарных методов регулирования кризисной экономики выступил с докладом председатель профессорского совета Балтийской Международной академии Валерий Ролдугин. Он обратил внимание участников круглого стола на то, что любой призыв к обложению банковской деятельности дополнительными налогами является свидетельством стремления снять ответственность с Банка Латвии.
«Именно Банк Латвии, согласно законодательству, несет ответственность за денежно-кредитное регулирование экономики, для этого он наделен правами и имеет в своем распоряжении достаточно необходимых для этого финансовых инструментов», – убежден профессор.
Основное внимание в своем докладе В. Ролдугин уделил влиянию финансового кризиса на банковскую деятельность. Были рассмотрены причины возникновения долговой ловушки и ловушки ликвидности. Наряду с объективными предпосылками, отмечалось и то, что их возникновение во многом было связано с недостаточно продуманной политикой латвийских распорядительных органов.
Прежде всего, упоминалась антинфляционная программа, выполнение которой стало первым шагом к развалу латвийского рынка недвижимости.
Профессор Ролдугин также отметил, что латвийским банкам следует готовиться ко второй волне кризиса, которая придет в виде лавинообразного роста плохих кредитов. Поэтому чрезвычайно важно привлекать на латвийский банковский рынок свежие силы, привлекать крупные банки соседних стран. Необходимо для иностранных банков, которые желают открыть филиал в Латвии, предусмотреть в налоговом законодательстве льготы, аналогичные тем, которые существовали в начале 1990 годов.
Профессор БМА Александр Машарский, оценивая перспективы развития риск-менеджмента в латвийских банках и методов их регулирования КРФК, полагает, что все принципиальные изменения в регулировании финансовых рынков, принятые в ЕС, будут максимально широко приняты и в Латвии. Но их реальная эффективность по-прежнему будет ограничена уровнем экономического развития страны и проводимой экономической политикой.
По мнению профессора Машарского, Латвии надо как можно быстрее переходить на евро. «Будучи противником вступления в Евросоюз, сегодня считаю, что из-за отсутствия какой-либо внятной экономической политики в стране необходимо как можно быстрее вживаться в еврозону», – говорит он.
Международный редактор БК, профессор из Дании Юджин Этерис в статье, подготовленной специально для Круглого стола, пишет, что многие международные учреждения и объединения за последние полтора года работают над ужесточением контроля за банками: Г-20, ЕС, Базельский комитет и др. Например, практическая реализация «базельских договоренностей» в Дании привела к тому, что кредитные учреждения и банки должны показывать обеспечение кредитов на жилье и другие крупные сделки с недвижимостью за месяц до совершения сделки. Другой аспект международных норм состоит в том, что, как правило, они рано или поздно становятся директивами ЕС.
Среди наиболее жестких мер ЕС, предложения по значительному увеличению собственного капитала: сегодня это, примерно, 8-10% от ссудного капитала, но предлагается 15-30%. Также серьезно предложение по увеличению ликвидности, т.е. наличных средств в активах банка для покрытия критических ситуаций. Весьма серьезны и предложения по более открытой системе банковской отчетности в работе, особенно это касается, так называемых «структурных финансовых продуктов».
Эксперт в вопросах ЕС подчеркнул, что государственная «интервенция» в дела финансового сектора, как и в свободную «рыночную экономику», проходит не просто: сказываются десятилетия невмешательства государства в развитие капитализма. Поэтому менее болезненно кризис проходит (он еще далеко не завершился) в тех единичных странах ЕС, где присутствовал хоть какой-то контроль.