Diplomatic Economic Club® Since 1997

LV EN RU Выставки Members area
  • Контакты ☰ menu ✕

    Малый и средний бизнес в Латвии  

    По словам предпринимателя и вице-президента Латвийской конфедерации работодателей Виталия Гаврилова, малый и средний бизнес в Латвии до сих пор борется за выживание.

    Некоторые не выдерживают и решают перенести производство в другие страны, где бизнес — среда не такая бюрократизированная, как в Латвии. Так случилось и с компанией «Алдарис», которая объявила о переносе производства массового продукта за пределы Латвии.

    Украинско-Латвийский форум, март 2013 Киев
      — Не кажется ли вам, что перенос основного производства «Алдарис» в другую страну – это сигнал для экономики Латвии?    

    Всегда есть та часть общества, которая любые изменения воспринимает как трагедию. Вспомните, что было перед вступлением в Евросоюз, сейчас – перед переходом на евро. В данном случае речь идет не обо всей экономике, а о пищевой промышленности и конкретно – производстве напитков.

        Но почему тогда новость получила столь большой резонанс?    

    — Потому что пиво для Латвии — национальный продукт. Я всегда считал, что мы — пивная страна, у нас много пивоварен. А сколько песен посвящено пиву! Где еще услышите такое: «Алутиньш, манс вецайс бралис» — « Пиво мой старший брат». Поэтому тот, кто работает в пивоварении, понимает, что это локальный продукт. Его можно поднять на уровень регионального – продавать в балтийских странах, глобального — в зависимости от того, какие у компании планы. Сейчас происходит глобальная интернационализация рынка, меняются вкусы людей.   Это и вопросы культуры потребления. Хочется не просто пива, а, чтобы это было эстетически красиво – в стеклянной бутылке.

         

    Еще один аргумент, о котором говорят совладельцы «Алдариса» — природный аспект. PET засоряет среду и теперь упаковок, не дружественных среде, будет меньше. Каждая компания отслеживает ситуацию на рынке. И, если видит, что растет потребление пива в стеклянных бутылках, в ресторанном секторе и одновременно падает в сегменте низких цен, то не сидит сложа руки, а действует. Особенно, если она лидер на рынке, хочет сохранить и объем продаж, и оставаться рентабельной. А глобальные компании с очень мощными аналитическими центрами (Carlsberg оперирует производством в 145 странах), может видеть, где какая структура затрат, где более эффективное производство. Поэтому я воспринимаю любые изменения на рынке, любых компаний, включая «Алдарис», как логические. Если же компания своевременно не меняет тактику и стратегию она может много потерять.

          Если бы вы и сегодня оставались в руководстве «Алдариса», допустили бы перенос части производства главного бренда пивоварения Латвии за рубеж?      

    Я ушел в 2004-м, сегодня — 2013-й. Многое изменилось. Не могу прогнозировать, как бы я поступил. Я не знаю всех деталей. Но исхожу из своего понимания бизнеса, опыта работы в разных областях бизнеса. Из того, как бизнес реагирует на изменения, которые происходят. Главная задача — ты должен быть конкурентоспособен, иметь высококачественный продукт. Издержки должны дать возможность получать прибыль. По имеющейся у меня информации, Carlsberg принял решение создать на «Алдарисе» Балтийский инновационный центр, на котором будут создаваться премиум-продукты. Это даст возможность увеличить экспорт – продукцию с высокой добавочной стоимостью. Но лучший ли это вариант или худший, я сказать не могу. И никто вам не скажет. Это жизнь подтвердит через 2 – 3 года.

            Один известный предприниматель сказал, что перенос части производства «Алдариса» за границу — это проблема не экономики Латвии, а менеджмента предприятия..    

    При мне на «Алдарисе» тоже было много специалистов из-за границы. Но это были консультанты, которые дополняли меня в том, что я не знаю. Но мир развивается и глобальные компании присылают своих специалистов, чтобы здесь на месте руководить. У меня была другая философия.

        И все же, если бы на «Алдарисе» был бы другой менеджмент, допустил бы он перенос части производства такого знакового предприятия за границу?        

    На сто процентов не могу сказать: «да». Все зависит от людей. И от того, насколько компания — сильный лидер.

              Сможет ли «Алдарис» в новых условиях сохранить объем рынка?    

    Если происходят такие изменения, то объемы продаж не должны упасть, должна расти прибыль. А это лучше и для персонала – он станет больше получать.

         Но немалая часть работников потеряет работу. При вас было иначе.      

    За что часто критикуют Латвию? За низкую эффективность. Ты конкурентноспособен, если ты эффективен. Бизнес поступает правильно, когда увеличивает производство, объемы продаж, прибыль. Тем самым растут и доходы государства – через налоги. То, что кто — то потеряет рабочее место, конечно, плохо. Но, не думаю, что это будет большой процент людей. К тому же, модернизация будет вестись поэтапно и работникам нужно будет помочь устроиться, они должны будут получить достаточную компенсацию.

                Некоторые пивовары говорят, что уже сегодня могли бы перенести производство за границу – в ту же Эстонию. Зарплаты там выше, но ниже налоги на рабочую силу, себестоимость продукции ниже. Вопрос к вам как к президенту Латвийской конфедерации работодателей: что нужно сделать, чтобы не отставать хотя бы от соседей?      

    Это вопрос бизнес — среды. Хорошо, что в последние годы нам удалось добиться хотя социальной стабильности. Радикально настроенный народ не выходит с камнями и палками на улицы как в других странах. В 1993 году мы подписали с правительством договор о создании консультативного совета, куда входят работодатели, правительство, профсоюз. Все вопросы обкатываем на этом совете. Это был правильный шаг, итогом которого стали 20 лет социального мира в Латвии. Да, был кризис, мы прошли тяжелые сокращения. Но, тем не менее, выдержали его и уже третий год экономика демонстрирует рост. Конечно, с низкой базы — упали на 17 процентов.

               

    В плюс можно поставить и 25-й рейтинг по предпринимательской среде. У эстонцев он лучше – 21, но у литовцев – 27-й. А вот по индексу конкурентноспособности соседи нас обошли. У нас — 52 у литовцев — 47 у эстонцев — 37. А этот индекс включает инфраструктуру, дороги, финансирование науки, инновации, обучение.

          Что еще нужно исправить?        

    Нас не устраивает налоговая политика. Нужна предсказуемость, а ее нет. Еще несколько лет назад договорились с минфином о том, что изменения должны быть нам известны, как минимум, за год до утверждения в Сейме, а не вводится в спешке. А что происходит во время предвыборной компании? Партии начинают предлагать новые пошлины, налоги. Это свидетельство культуры политической среды.

                  Какие все-таки первоочередные законы нужно принять, чтобы инвестор не уходил к соседям?        

    С правительством мы четко договаривались по трем аспектам. Улучшение предпринимательской среды, конкурентноспособности и образования. Первая тема включает 9 критериев. Тут и доступность электроэнергии, и время, которое требуется для открытия или закрытия фирмы, подготовки декларации по налогам. Разве нормально, что для подготовки этой декларации нашим предпринимателям надо тратить втрое больше времени, чем эстонцам и вдвое, чем литовцам. У нас бюрократии больше.

           

    Следующее — конкурентнососпособность. Тут вопросы инфраструктуры, науки, инвестиций, образования. До сих пор нет закона о профессиональном образовании и мы ощущаем катастрофическую нехватку специалистов. Компании сами готовят работников, но это не их функция. За что они платят налоги? Закон о профессиональном образовании сейчас готовится, но мы его требуем последние 10 лет.

           

    И третий блок — кредитный рейтинг. Нам нужны ресурсы, доступность ресурсов. Но, если бизнес-ресурсы дорогие и если банкам регулятор ставит повышенные требования по ликвидности и достаточности капитала, то банк набухает деньгами, а у бизнеса нет доходности. Мы должны иметь в 2015 году кредитный рейтинг не ниже А.

            Устраивает ли вас работа минэкономики? Многие склонны винить и его, в том, что «Алдарис» часть производства переносит за рубеж.        

    Мы создали с минэкономики народнохозяйственный совет, куда входит наша конфедерация, профсоюз, торгово-промышленная палата, союз самоуправлений, наука.. Но политика есть политика и иногда вырывается из реальностей. Особенно — во время предвыборных компаний, когда нужно выполнять то, что обещали своим избирателям, но что нередко абсолютно не вяжется с логикой.

                   Вы долгое время возглавляете Латвийскую конфедерацию работодателей. Занимаетесь ли сейчас бизнесом?                

    Инвестирую в информационные технологии, в банковский сектор, в другие различные инвестиционные продукты. Многие рынки интересны. Я постоянно отслеживаю все, что происходит на рынках.

            У вас большой опыт работы в бизнесе. В пищевой промышленности, в фармацевтической, в индустрии развлечений. Где сложнее?        

    Сегодня самое сложное – местный бизнес, тот, который работает на местный рынок. Потому что это — малый и средний бизнес, который до сих пор борется за выживаемость. Поэтому нужно максимально улучшить бизнес среду, максимально снизить количество всевозможных проверок, с которыми к ним приходят. Это уму непостижимо, как одна проверка накладывается на другую, как на компании наседают со всех сторон. А ведь 99,2 процента всех фирм Латвии – это малый и средний бизнес. 0,8 – крупный. Хотя последние — дают примерно 60–70 % валового продукта. В других странах соотношение иное и количество предпринимателей — тоже. У нас — 25 предпринимателей на 1000 человек, в Европе – 54, в Америке — 84. А ведь бизнес дает налоги, рабочие места, приносит вместе с рабочими богатство стране.

                      Если помечтать и перенестись лет на 25 в будущее, что будет с пивоварением в Латвии?        

    Латвия, как и Германия, уникальная страна. И там, и там, всегда было много банков и много пивоварен. Алдарису скоро исполняется 150 лет. Меняются условия, системы, а большое количество пивоварен остается. Будут и крупные, и маленькие.

           

    vesti.lv



    Интервью. Мнения »  Малый и средний бизнес в Латвии »  Views: 39980   Diplomatic Club



    Diplomatic Economic Club®




    По вопросам помощи.

    Портал по вопросам оказания помощи пострадавшим из Украины.
    www.ukraine-latvia.com


    "Торговый дом Украина" в Латвии организационные мероприятия по помощи предпринимателм из Украины. Участие предпринимателей на коллективном стенде на международных выставках в Риге.
    Tel +371 66 119 148
    info@thukraina.com

    Руководителям всех стран мира и человечеству.

    Дипломатический экономический Клуб категорически осуждает и не приемлет любые виды агрессий, вооруженные столкновения, войны между странами, которые сейчас проходят здесь рядом, в центре Европе, на других континентах мира, в Азии, в Африке.
    Ничто не может оправдывать применение силы в любых обстоятельствах, везде страдают простые люди.
    Призываем все стороны, руководителей всех уровней к мирному разрешению любых разногласий через диалог и переговоры.
    Только Мир на нашей планете, только Дружба и взаимное понимание способствуют жизни людей.
    Не допускайте даже мыслей и намёков о третьей мировой войне, об атомном оружии.
    У человечества есть память о войнах XX века, если забыли, вспомните.

    Stop War! Peace All Over the World





    Бернард Шоу - афоризм, актуальный и сегодня: "Научился говорить — значит вырос, научился молчать — значит поумнел."

    Дайджест

    Переговоры, основанные на высоком интеллекте
    Дресс-код и дипломатия
    Необычный дипломатический чайный вечер в Клубе
    Бернард Шоу - афоризм, актуальный и сегодня: "Человек — как кирпич: обжигаясь, твердеет."

    Крупнейший портовый город, второй после Берлина и седьмой по величине в Евросоюзе
    В электронной переписке можно применить известный принцип kiss: не придумывать лишнего и не превышать разумной длины письма

    Международные выставки

    Организатор международных выставок — компания ВТ 1