Случайность, которую можно доказать с помощью математических методов
Леонард Млодинов специалист по квантовой теории и теории хаоса, преподает введение в теорию вероятностей, статистику и теорию случайных процессов.
По мнению Леонарда Млодинова наша распланированная жизнь похожа на походку пьяного человека, чей следующий шаг совершенно непредсказуем, и что нашей жизнью управляют случайности.
Леонард Млодинов PhD в области теоретической физики в Университете Калифорнии в Беркли, стипендиат Фонда Александра фон Гумбольдта в Институте Физики и Астрофизики имени Макса Планка. Написал 5 научно-популярных книг, которые переведены на 25 языков. Среди них: «Окно Эвклида: история геометрии от параллельных линий до гиперпространства» (2001) (Euclids Window: The story of geometry from parallel lines to hyperspace); «Более краткая история времени» (2005, в соавторстве со Стивеном Хокингом) (A Briefer History of Time); «(Не)совершенная случайность. Как случай управляет нашей жизнью» (2008) (The Drunkard’s Walk: the story of randomness and its role in our lives); «Великий замысел» (2010, в соавторстве со Стивеном Хокингом) (The Grand Design).
Ваше сотрудничество со Стивеном Хокингом — тоже результат череды совпадений?
В какой-то степени это подтверждение теории случайностей. Несколько лет назад я готовился к публикации собственной книги по физике. И мой агент написал Стивену Хокингу, предложил ему выступить в качестве рецензента. Ответа на свое предложение я так и не получил. Зато через год мне позвонили от Хокинга, сказали, что он прочитал ту книгу и я заинтересовал его в качестве соавтора. Не пришли мой агент ему книгу, вряд ли мы когда-либо выступили в качестве соавторов.
Ваши книги о конкретных вещах, о законах физики. Откуда родилась целая теория о том, что в нашей жизни царит полнейший хаос, что миром правят случайности?
Когда мы говорим о людях, влияющих на нас помимо законов физики, то включается масса непредсказуемых факторов — от вероятностей несчастных случаев до социологических и психологических аспектов. Поступки или даже слова других людей могут повлиять на наши решения и радикальным образом изменить жизнь.
История знает массу примеров. Например, Билл Гейтс сначала отказался разрабатывать операционную систему для IBM и предложил им обратиться к известному тогда программисту Гари Килдаллу, но переговоры с ним зашли в тупик. В результате представитель IBM встретился с Гейтсом еще раз, и тот со второго раза согласился. Так появилась далекая от совершенства система DOS. Существовавшая тогда операционная система Apple для Macintosh была гораздо лучше. Если бы компания не вышла на Гейтса во второй раз или Гари Килдалл согласился сотрудничать с IBM, мы сейчас также могли бы рассуждать о его феномене.
Многие предпочитают видеть в таких вещах некое предопределение. Или даже Божий промысел…
Идея о случайностях — это идея как раз о том, что никаких предопределений не существует. Оглядываясь назад, мы уверены в том, что должно было быть так, а не иначе. Представьте себе молекулу красителя в стакане с водой. Она двигается бесцельно, сталкиваясь с другими частицами, однако направление у этого движения все же есть. Как и некая отправная точка. В определенный момент мы обращаем внимание на эту молекулу и получаем данные обо всех ее столкновениях с молекулами воды. Но мы не сможем предугадать, где она будет через пару часов. В стакане воды находится слишком много молекул, каждая из которых способна изменить движение частицы красителя. А значит, возможны миллионы вариантов. Именно по этим причинам метеорологи или биржевые аналитики могут подробно объяснить, что привело к падению индексов или воскресному дождю, но никогда не смогут на 100% пообещать, что именно эти вложения будут выгодными. Вряд ли люди, советовавшие инвестировать в японскую экономику, предполагали, что там может произойти столь глобальная катастрофа (землетрясение 2011 г).
Многие углядели в этой трагедии мистическую связь с революциями в Северной Африке. Мол, все это предвестник глобальной катастрофы.
Конечно, между определенными вещами связь существует, но не в этом случае. Можно предположить, что за землетрясением в Японии последует цунами, поскольку одно спровоцировало другое. Но никакой мистической связи между трагедией в Японии и конфликтами в арабском мире быть не может. Это та самая случайность, которую можно доказать с помощью математических методов, той же теории вероятностей. Человеку в силу природы требуется находить объяснение тому или иному факту, ему проще придумать свою закономерность, выстроить причинно-следственную связь, которая будет далека от истины.
То есть вы предлагаете не анализировать причины и следствия и не составлять прогнозы вообще?
Вовсе нет. Я предлагаю брать исходные данные в перспективе. Анализируя их, мы можем получить совсем другие результаты, чем если бы мы посмотрели на данные за небольшой отрезок времени. Я против того, что человека объявляют финансовым гуру, стоит ему сделать несколько правильных прогнозов подряд. Он может знать какие-то трюки, вещи, позволяющие ориентироваться в рынках в настоящий момент и зарабатывать деньги, но рано или поздно эти трюки перестают действовать. Если вы подкинете монетку десять раз, и все десять раз вам выпадает орел, это вовсе не значит, что в одиннадцатый раз произойдет то же самое. Я просто предлагаю не следовать слепо раскладам, которые вам навязывают переоцененные эксперты.
Зачем тогда что-либо предпринимать, если от нас все равно ничего не зависит?
Когда меня спрашивают о том, есть ли у человека свободная воля, я отвечаю — нет. В том смысле, что он не может распланировать будущее как раз из-за массы случайностей. Но никакой случай не мешает человеку совершать одну попытку за другой, чтобы повышать свои шансы на успех. Возьмите Джоан Ролинг. Ее «Гарри Поттер» был отвергнут десятком издательств. Она могла бы принять это за закономерность и посчитать себя лузером, но она отправила книгу еще в несколько издательств. Результат вам известен — сработало. Это чистая математика. При очередной попытке обстоятельства могут сложиться таким образом, что вам повезет. Главное — не отчаиваться и не винить во всем себя. А если потерпел неудачу, попробуй еще раз.
А какой будет следующая теория? Может, найдется универсальная формула, позволяющая просчитывать случайности?
Человеческие эмоции, которые влияют на происходящее, не поддаются измерениям. Очевидно, что все новые теории вдохновлены открытиями прежних лет. Например, теории Эйнштейна предшествовали работы Максвелла и эксперименты в области электричества и электромагнетизма. Квантовая теория стала результатом научных изысканий в области света. Теория струн больше построена на математике, за ней не стоит каких-либо физических принципов, мы как раз пытаемся их определить. Вообще нам, наверное, нужен новый Эйнштейн. И не исключено, что в его появлении свою роль тоже сыграет случай.