Ешь что хочешь, только готовь это сам
«75 лет назад книгу о том, где произведена наша еда, невозможно было бы продать, все и так понимали, откуда она. Люди были напрямую связаны с земледелием. Или своими глазами видели, как это происходит.
Наибольшее значение сегодня имеет этап перехода от сырья к готовому продукту
Тип сельского хозяйства, который мы имеем сегодня, является следствием того, как мы готовим. Если вы полагаетесь на фастфуд-компании – получите монокультуры кукурузы, сои и животных на откормочных площадках.
Вот пример: в любой точке мира в меню McDonald`s вы встретите картофель фри. Производят его всегда из сорта Russet Burbank с крупными длинными клубнями. McDonald`s настаивает на стандарте: только Russet Burbank плюс картошка фри должна была без каких бы то ни было пятен. А у Russet Burbank очень часто встречается дефект – сетевой некроз, из-за которого по картофелине тянутся небольшие коричневые полоски. Такую картошку McDonald`s у фермера не купит.
Единственный способ избавиться от сетевого некроза – побороть тлю, а сделать это можно только при помощи пестицида, токсичный настолько, что фермеры в Айдахо, выращивающие Russet Burbank, пять дней после распыления пестицида на поля ни ногой. А после сбора урожая картофель на шесть недель помещают под навес с контролируемой атмосферой, чтобы успели выветриться вредные вещества.
Желание получать определенный продукт конструирует определенную культуру земледелия.
Важны не столько питательные вещества, которые вы потребляете и не количество калорий. Важно, чтобы еда была приготовлена руками человека, а не корпорацией.
Исследования показывают, что даже бедняки, самостоятельно готовящие еду, питаются здоровее богатых людей, пренебрегающих готовкой.
Корпорации используют огромное количество соли, жира и сахара – гораздо больше, чем использовали бы вы. Эти простые и дешевые ингредиенты при грамотном использовании, как в выпечке или джанк-фуде, вызывают самое настоящее привыкание. В индустрии, кстати, говорят не о привыкании, хотя и замеряют его, а о притягательности.
Сегодня дома готовят все меньше и меньше людей, их количество падает с середины 1960-х, а фастфуд отвоевывает все больше и больше места в диете. В Америке, как и в Британии, с этого времени количество готовящих дома сократилось вполовину.
Нам практически вбивают в голову, что готовка – занятие, на которое у нормального человека нет времени. Второй вариант – у непрофессионала для нее нет достаточных навыков.
Ты неудачник, если у тебя есть время ошиваться в кухне. С другой стороны, телевидение фетишизирует готовку – все эти программы, где повара творят у плиты удивительные вещи, а за спиной у них неумолимо тикают часы. Выглядит как работа, которую лучше оставить профессионалам.
Вот история о том, как корпорации в Америке сознательно понизили значимость готовки дома, чтобы продать нам побольше.
Во время Второй мировой пищевая индустрия работает на правительство – нужны инновации, чтобы прокормить армию. Вот тогда и научились сухой заморозке, стали делать растворимый кофе и порошковый апельсиновый сок. Научились обрабатывать продукты так, чтобы они долго хранились. После войны в наших руках оказались все эти удивительные технологии, и корпорации захотели продать их потребителю.
В 1960-х и 1970-х выросло число работающих женщин, и назрело перераспределение домашних обязанностей. Корпорации увидели в этом для себя отличную возможность. С помощью рекламы они говорили: «Не ссорьтесь, мы все уже придумали, мы займемся приготовлением пищи».
Яркий пример этой кампании – билборды KFC, заполонившие Америку в начале 1970-х: ведерко с жареной курицей внутри и слоган из двух слов – «Освобождение женщины». Очень умно. Они сказали, что приготовление пищи надо индустриализировать и перестать занимать этим кухни. Мужчинам и женщинам это пришлось по душе.
Конечно, важно разделять: гиперобработанная пища и первично обработанная, такая как замороженные овощи – отличная вещь – или консервированные томаты. Такими и были полуфабрикаты вплоть до последних пары десятилетий, когда промышленность достигла новых высот. Эта новая еда должна выглядеть на полках так, как будто ее приготовили недавно, для чего используются хитрые консерванты.
Важно понимать, что корпорации готовят для вас не то, что приготовили бы вы сами. Возьмем чипсы: чтобы сделать их дома, нужно помыть картофель, очистить его, нарезать, пожарить в большом количестве масла. А после придется перемыть кучу посуды. Слишком много работы! И чипсы собственного приготовления вы бы ели, скажем, каждые пару-тройку месяцев.
Но когда за вас готовят корпорации, все становится проще, и вы едите чипсы два раза в день. Вы получаете еду, которая, готовь вы ее самостоятельно, оказалась бы очень трудозатратной. Вот так еда для особого («особого» в данном случае не значит «праздничного») случая становится повседневной.
Гэри Болзер, консультант по пищевому маркетингу, изучает потребительские привычки. У него довольно циничное представление о человеческой природе – по его словам, мы слишком ленивы, и если корпорации могут что-то сделать за нас, мы им это позволим.
И вот однажды он мне заявил:
«Хочешь знать, какая диета спасет нас? Ешь что хочешь, только готовь это сам»»
slon.ru