Латинская Америка
Каковы шансы у России закрепиться в Венесуэле? При Мадуро нефтяникам и оружейникам из России мало что угрожает. Более того есть необходимость во внешнем союзнике.
По той же причине подпитываются дармовой нефтью левые режимы Латинской Америки во главе с братьями Кастро. А это значит, что созданный Чавесом «красный пояс» (ALBA, Боливарианский альянс для народов нашей Америки, где кроме Венесуэлы — Боливия, Никарагуа, Куба плюс мелкие государства типа Антигуа и Барбуды) не развяжется.
Гавана практически находится на иждивении Венесуэлы: Каракас поставляет ей больше ста тысяч баррелей нефти ежедневно по льготным ценам, годовые субсидии — около пяти миллиардов долларов. Кубинцы вроде бы расплачиваются отправкой на континент военных инструкторов, врачей и инженеров, но понятно, что на пять миллиардов в год они не наработают. Помогает Венесуэла и Боливии, и Никарагуа. Покрепче стоит лишь Эквадор, у которого есть своя нефть и харизматичный президент Рафаэль Корреа, обучавшийся экономике в США.
А что будет с российскими нефтяными контрактами? Эксперты сходятся во мнении, что Россия сохранит свои позиции: Национальный нефтяной консорциум во главе с «Роснефтью» (в блоке «Хунин-6»), сама «Роснефть» (в блоке «Карабобо-2») и в шельфовых проектах.
Для оптимизма оснований достаточно. Это, во-первых, острая нужда Каракаса в стабильных финансовых вливаниях в бюджет, главным источником которых является нефть. Ревизия же нефтяных контрактов с Россией с заменой одних участников другими неизбежно скажется на скорости разработки месторождений, то есть на темпах пополнения казны.
«Роснефть» немало сделала для того, чтобы обезопасить свои инвестиции в Венесуэле (по оценкам экспертов, около трех миллиардов) и будущие выгоды в десятки миллиардов. Не секрет, что в Латинской Америке к межгосударственным соглашениям относятся зачастую без особого пиетета. При Чавесе национализировали имущество ExxonMobile и ConocoPhillips, а арбитражные суды тянутся до сих пор.
Подушка безопасности для российских нефтяников — это сотрудничество с западными компаниями на арктическом шельфе: с BP, ExxonMobile, с итальянцами и испанцами. «Сотрудничество нефтяных компаний на арктическом шельфе дает основу для устойчивости в Венесуэле. BP уже изъявила готовность работать с «Роснефтью». С ExxonMobile — несколько сложнее, поскольку в Венесуэле мы практически заняли ее место и место ConocoPhillips. Но нефтяной пояс Ориноко велик, и места всем хватит. Мы будем и на шельфе газ и нефть добывать в партнерстве с западными компаниями. Так что, думаю, мы останемся в Венесуэле в любом случае», — считает эксперт по экономике Венесуэлы из Института Латинской Америки Виктор Семенов.
Что же, как говорится, бизнес есть бизнес. Ничего личного.
В сокращении. Итоги