Рынок труда ЕС: поиск решения или «спасайся, как можешь»?
Евросоюз погряз в проблемах. Кризис не хочет отпускать из своих железных объятий мировую экономику, но теперь тревожные известия идут не из США, как было два года назад, «лихие вести» идут из еврозоны. Но пострадать вследствие этого могут многие мировые экономики, в том числе, как опасаются международные эксперты, и азиатские страны.
Живущие в долг страны «залили» финансовую систему ликвидностью, чтобы избежать ее коллапса. Теперь они надеются на оживление кредитования, чтобы банки смогли выкупить себя с балансов государства. СМИ «кошмарят» население собственных стран «плохими новостями» из Европейского Союза, пугают ухудшающейся обстановкой в собственной стране, у соседей в Еврозоне и за ее пределами. Мы уже начали ненавидеть греков, живущих не по карману, они ненавидят нас, потому что мы не хотим больше предоставлять им кредиты «просто так».
Последствия экономического кризиса давят на психику и вводят в депрессию, поэтому люди начинают интересоваться тем, как идут дела в других странах и за пределами ЕС. Каждый день мы просыпаемся и стараемся как можно быстрее разыскать информацию, как там Португалия, Испания, Италия, держатся ли еще на плаву или уже «пошли ко дну» вслед за Грецией. Какие еще драконовские меры ожидают почти обанкротившуюся Латвию.
Мы сходим с ума, не видя какого-то единого подхода к решению проблем во всех нестабильных странах, потому что каждый раз принимаются непредсказуемые варианты их решения, которые трудно просчитать заранее. Информационные потоки показывают невероятные скандальные ситуации, еще вчера казавшиеся невозможными. Новые неординарные ситуации в политике лихорадят экономику еще больше и преследуют нас с утра до ночи. За счет дальнейшего роста цен на сырье, растут и потребительские цены. Нам кажется, что живем мы все хуже и хуже. И светлое будущее уже, не просто за горами, а гораздо дальше — за семью морями!
Помимо всего этого есть и много других вопросов, которые непрерывно возникают в голове. Экономические показатели стран ЕС за октябрь, опубликованные в ноябре, выглядят угрожающе. Количество безработных в еврозоне драматически увеличивается. Последний месяц принес один из самых больших прыжков безработицы за последние пятнадцать лет, цена нефти нестабильна.
Координированное снижение кредитных ставокДоказательством того, что кризис все больше и больше подрывает экономику в странах ЕС, служит координированное понижение кредитных ставок, к которому уже в начале текущего года присоединились многие европейские банки. Шведский центробанк Riksbank понизил кредитные ставки на сто семьдесят пять процентных пункта, на 2%, Английский национальный банк (Bank of England) — на сто базовых пунктов, также на 2%, это минимальный уровень с1951 года. Крупнейшее понижение со времен создания осуществил Европейский центральный банк, ставка упала на семьдесят пять процентных пункта, на 2,5 %.
Экономически крепкие страны ЕС постепенно приступают к национальным планам оздоровления экономики. Например, Франция будет вкладывать 26 млрд. евро, Германия как минимум 31 млрд. евро, а Великобритания ввела временные меры и несколько налоговых изменений, которыми намерена обеспечить приток свежих инвестиций, чтобы обеспечить поддержку имеющихся рабочих мест и создать новые, а также поддержать малый и средний бизнес.
Массивная распродажа гособлигацийКризис с новой силой охватывает не только периферию зоны евро, но и ее центр. Во вторник (22.11.2011) произошла массивная распродажа гособлигаций. Опасения инвесторов вызвали даже такие страны как Франция, Финляндия и Голландия, которые еще имеют рейтинг ААА-.
Французы и австрийцы берут кредит почти на 2% дороже, чем немцы. В Финляндии и Голландии эта разница меньше, но все равно это самый существенный показатель со времен коллапса Lehman Brothers. В первой европейской лиге лидирующее положение занимает лишь один игрок — Германия. Высший кредитный рейтинг Парижа и Вены является скорее формальным. Для кредиторов в тот вторник эти два игрока заслуживали доверия меньше, чем Таиланд, или Южно-Африканская Республика. Но больше беспокоит, все же, периферия — во прошлый вторник Европейский Центральный Банк единственный, кто покупал итальянские и испанские гособлигации. (Гособлигациями Словакии пару дней назад не интересовались вообще).
Таким выглядит сейчас общеевропейская картина кризиса в целом. Никаких локальных пожаров. Никаких «серьезных наказаний» для, так называемых, «ленивых и безответственных», только принципиальная подстава самого факта существования общей валюты Европейского Союза.
Евро не может стабилизировать даже замена премьер- министров (пусть и неспособных решить проблемы) на технократов (даже с безупречным резюме), не могут его спасти также и драконовские урезания государственных расходов, и вмешательства Европейского Центрального Банка. Стабилизирует евро только решительный и быстрый переход к политической унии. О конкретных шагах в этом направлении уже примерно год как идут усиленные дебаты: принятие общей ответственности рисков (при помощи евробондов); существенные трансферы в страны со структурными экономическими проблемами; совместная финансовая политика; гармонизация экономической политики стран-участников Еврозоны. И, пожалуй, самое главное — создание единого политического центра, который будет обладать достаточной компетенцией, гибкостью и средствами для реальной совместной экономической политики.
Можно констатировать, если еврозона не найдет функциональное и своевременное решение выхода из кризиса, проблемы перенесутся из стран, находящихся на периферии в ее центр. Это понимают все, но вот только события разворачиваются настолько быстро, что политикивпадают в шок от скорости процесса.
Сейчас в Еврозоне наступил момент, когда руководство стран, которые еще не попали под жесткий пресс экономического кризиса, должны сами находить оптимальный выход из положения, так как надеяться только на «центр» опасно, а население уже не на шутку проявляет свое недовольство его политикой. Нужно самостоятельно и быстро решать вопрос, хорошо или плохо находиться в Еврозоне, или лучше иметь национальную валюту.
В Словакии евро прижилсяИ, тем не менее, опыт Словакии показал, что вопреки всем негативным моментам, евро выгоднее национальной валюты. Инвестиционная среда более надежная, и евро обеспечивает не только «стабильный» уровень безработицы, но также гарантирует образование новых рабочих мест за счет инвесторов, покидающих страны Евросоюза, которые используют национальную валюту, не всегда отражающую реальное состояние их экономик (Чехия, Венгрия и пр.).
Сегодня можно с уверенностью засвидетельствовать, что благодаря своевременному введению евро, Словакия избежала крупных неприятностей и потрясений, и ее экономика пострадала меньше, чем это случилось у ее соседей по V-4 (Вышеградская четверка). Только в 2011году в Словакии образовано свыше 12 тысяч рабочих мест такими «тяжеловесами» словацкого рынка труда, как Volkswagen, Peugueot, Citroen и южнокорейской KIA, с осени работающей в три смены без выходных.
Правительство Словакии изо всех сил старается удержать существующий уровень безработицы, используя все свои возможности. Страна стоит на пороге досрочных выборов, и порой решения правительства кажутся непопулярными. Так, например, чтобы международная корпорация Samsung после десяти лет налоговых каникул не покинула Словакию и сохранились 4500 рабочих мест, с владельцами компании было подписано соглашение о продлении налоговых каникул. Из-за этого бюджет страны недополучит прямых поступлений на 15 млн. евро, и еще 30 миллионов в субсидиях, это приведет к экономии со стороны корпорации в общей сложности свыше 45 млн. евро. Поддержка каждого рабочего места на этой фабрике обошлась в 27 тыс. евро, что, конечно же, возмутило местных (словацких) предпринимателей.
Новый трудовой кодексНачиная с 1 сентября 2011 года, в Словакии вступил в силу новый Трудовой Кодекс, который принес существенные изменения почти во всех сферах трудового законодательства:
испытательный срок некоторых групп работников продлили вместо трех до шести месяцев; срок расторжения договора сокращен до одного месяца;
выходное пособие в сумме составляет максимум две зарплаты и оплачивается в случае, если работник уходит сразу, то есть работодатель руководствуется правилом «или работа или пособие»;
годовой базовый отпуск увеличивается до 4х недель (20 рабочих дней), максимально 8 недель;
работодатель имеет право в одностороннем порядке отправить в отпуск работника (максимум на две недели) в любое удобное для него время;
трудовой кодекс разрешает делить одно рабочее место между двумя работниками, и вводить гибкий график .
Все эти меры, как и угроза потери работы, сразу же повлияли на уровень зарплат, которые реально упали. Средняя зарплата в Словакии в третьем квартале 2011 года уменьшилась на 22 евро и составила 706 евро. Минимальная брутто-зарплата в 2012 году установлена решением правительства Словакии на уровне 327,2 евро. Что составит прирост по сравнения с этим годом 3,2% или 10,2 евро больше, чем сейчас (317,0 евро).
Безработица в Словакии постоянно находится под пристальным вниманием, как со стороны профессионалов, так и политиков. Если провести анализ ситуации, то можно сделать следующий вывод: сам уровень безработицы является лишь частичной информацией о рынке труда, такие факторы как активность рынка и трудовые ресурсы также относятся к его важным индикаторам.
Реальный уровень безработицы в Словакии равен примерно 13%, эта цифра учитывает и то, что часть безработных, которая состоит на учете, продолжает работать, и то, что существует большая группа людей в активном трудоспособном возрасте, которые, по тем или иным причинам, не состоят на учете на биржах труда. Понижение уровня безработицы в среднесрочной перспективе тормозиться поправкой на коррекцию, обусловленную приростом населения в активном возрасте, и неизбежным повышением возраста выхода на пенсию, поэтому для успешного решения этой задачи нужно сосредоточиться на выработке долгосрочных мер понижения уровня безработицы.
Какие же реальные меры нужно применить, чтобы снизить безработицу и повысить уровень жизни?Образование, исследование, наука, школы — именно эти слова сегодня используют все, кто говорит о будущих главных приоритетах Словакии. Все научные исследования, которые осуществляются в этой сфере, должны и впредь быть главным направлением для Словакии в будущем.
К сожалению, в течение последних лет мы не раз убеждались, что очень часто в этой области слова расходятся с делом. Развитие экономики страны, как предпосылки для повышения уровня жизни населения возможно только в том случае, если мы создаем хорошие условия для его устойчивого роста. Образованное общество является естественным стратегическим условием для нацеленной на экспорт экономики Словакии, но она весьма уязвима от влияния внешнеэкономических проявлений (например, коллапс автпопрома в мире).
Сегодня недостаточно говорить о том, что нам нужны образованные и квалифицированные специалисты. Нужно действовать так, чтобы выпускники высших учебных заведений были подготовлены к практической жизни и справлялись с заданиями уже на своем первом рабочем месте. Для этого нужно объединить требования работодателей с предложениями учебных заведений и согласовать учебные программы так, чтобы уровень знаний и навыков выпускников был достаточным для их дальнейшей полноценной работы на предприятиях. В свою очередь, это невозможно осуществить, если мы не будем владеть достоверной информацией о количественной потребности специалистов, требуемом уровне квалификации и знаний работников, в которых нуждается рынок труда.
Нам не нужны длительные дискуссии о падении уровня образования, нам нужно четко сопоставить потребности работодателей с возможностями средней и высшей школ, и усилить связь между ними. Вот только пока этим никто глубоко не занимался, все существует только виртуально. Следует серьезно разобраться, в каких специалистах сегодня нуждаются работодатели, сделать анализ какой процент выпускников находит реальную работу по своей специальности. Существующие методики не открывают реальной возможности делать это быстро и так же стремительно реагировать на изменяющийся рынок труда, чтобы не было переизбытка «неиспользованных» специалистов, которым приходится переучиваться (что влечет за собой дополнительные расходы и время) для приобретения новой востребованной профессии.
Ни для кого не секрет, что сегодня стихийный рост образовательных учреждений не является показателем, обеспечивающим качественное образование, потому что нет общегосударственной программы, которая бы регулировала эту очень важную область социума и координировала вопросы, относящиеся и к области образования и к сфере распределения трудовых ресурсов. Постоянный мониторинг рынка труда — это основа гибкой политики в сфере образования и главный критерий повышения его качества.
Нужно положить конец стихийному решению проблем, которые годами накапливаются в сфере образования. Только целенаправленное объединенное усилий образовательных учреждений и работодателей сможет эффективно решить вопросы существенного (не косметического) понижения безработицы, повышения конкурентоспособности словацких предприятий, как в рамках ЕС, так и за ее пределами. Главное сделать это вовремя, и сейчас именно то время, когда этим необходимо заняться.
Павол Баранай, статья для круглого стола, журнал Baltic-course.com с участием БМА, DEC