Ставить елку или не ставить
Откуда взялся обычай ставить елку? Ставить и наряжать елку на Новый год или Рождество широко популярный сегодня обычай. Всегда ли так было?
История превращения ели в рождественское дерево до сих пор во всех деталях не восстановлена. Существует мнение, что данный обычай восходит к гораздо более древней традиции майского дерева. Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории Германии, где ель во времена язычества была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом: «Царицей германских лесов была вечнозеленая ель». Именно здесь она и стала сначала новогодним, а позже – рождественским растительным символом.
Среди германских народов был распространен обычай ходить под Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершали соответствующие обряды.
Изначально наряжать елку русских научили немцы, и отношение к этому обычаю со временем очень менялось, отражая настроения русского общества в различные эпохи
Считается, что первое рождественское дерево в России было установлено 24 декабря 1817 года в Москве, в Кремле. Инициатива принадлежала великой княгине Александре Федоровне (дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III), выросшей в Берлине.
В конце празднования дети получали елку в свое полное распоряжение: они срывали с нее сласти и игрушки, разрушали и полностью уничтожали дерево (что породило выражения «грабить елку», «щипать елку», «рушить елку»).
Несмотря на возрастающую популярность елки в России, отношение к ней с самого начала этого обычая не отличалось полным единодушием: споры о елке, о правомерности устройства праздника в ее честь сопровождают всю ее историю.
В 1922 году в России была проведена кампания за преобразование праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество». Вместе с Рождеством отменялась и елка, уже прочно сросшаяся с ним.
Так писали в газетах того времени: «Долой елку и связанный с нею хлам!»
Возрождение елки в СССР произошло в 1935 году. Персонаж, которому дети были обязаны елкой и подарками, выступает под разными именами. Процесс унификации имени растянулся на несколько десятилетий. В борьбе за имя победителем оказался Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонажа.
В восточнославянской мифологии Мороз – существо уважаемое, но и опасное: чтобы не вызвать его гнев, обращаться с ним следовало осторожно; прося не губить урожай, его задабривали; им пугали детей. Но наряду с этим он выступал и в функции приходящего в сочельник Деда (умершего родителя, предка). Елочный персонаж получил удвоенное имя. Термин родства свидетельствует об отношении к Деду Морозу как к старшему в роде, что, возможно, и спровоцировало признание за ним по родственному близкой его связи с детьми.
по материалам книги РУССКАЯ ЕЛКА