Формирование привычки и как теоретически этого можно избежать
Мы делаем каждый день десятки вещей, которые как нам кажется, совершенно автоматически: встаем, чистим зубы, причесываемся. Некоторые из них, например привычка бегать по утрам и заниматься спотртом, полезные. Другие, когда рука сама тянется к вазочке с карамелью или за сигаретой, наоборот, бесполезные.
Исследования нейробиологов, опубликованное в журнале Scientific American показывают, что сознательная тренировка мозга позволяет нам формировать и разрушать привычки. Этот вывод проистекает из не очевидного факта: наш автоматизм не такие уж автоматические, и когда нам кажется, что мы что-то делаем бессознательно, всегда есть часть нашего рассудка, которая контролирует происходящее.
Сознательная тренировка мозга
Привычки кажутся нам одинаковыми, однако есть довольно большой спектр разных явлений. На одном – позитивном – конце этого спектра лежат автоматизм, которые позволяют нам не думать о простых, обычных движениях и занятиях, чтобы экономить внимание и энергию. На другом конце располагаются привычки, которые, напротив, забирают у нас много времени и сил, но которым мы не в силах сопротивляться.
Сначала мы внимательно осваиваем новый навык, потом начинаем делать его легко, не задумываясь, и постепенно привычка становится потребностью: cначала осваиваем fb, а через полгода обнаруживаем что ежеминутно смотрим в него.
сознательное становится неосознанным довольно быстро. И как только это происходит, прекратить нет никакой возможности: зарекаешься что-то делать, но ничего не выходит, потому что вспоминаешь о своем зароке уже постфактум, когда сделал то, что хотел не делать. Это упрямство мозга связано с обучением и условным подкреплением – положительным и отрицательным, – которое и формирует наши привычки.
Мозг высчитывает оценку совершенного действия, насколько оправдались ожидания приятного результата, и это формирует ожидания, повышая или девальвируя ценность действия. Мозг постепенно подкрепляет определенные действия, переводя их из сферы осознанного в сферу привычек. В итоге снова и снова съедаем лишнего или кидаем монеты в игровой автомат..
Авторы исследования помещали крыс в Т-образный лабиринт, в котором крыса могла пойти направо или налево, и в том или другом конце ее ждало лакомство. Куда свернуть, направо или налево, чтобы получить лакомство, животное могло догадаться по характерному звуку, который раздавался, пока оно бежало. Так постепенно формировалась привычка, и даже после того, как ученые начинали давать невкусное лакомство, привычка сохранялась.
Отпечаток привычки остается в мозге.
Но если подействовать все же на участки мозга, которые участвует в сознании, животное переставало бегать только за «девальвированным», невкусным лакомством, но по-прежнему бегало туда, где его гарантированно ждало хорошее лакомство вырабатывало новую, полезную привычку.
Похожим образом наш мозг формирует воспоминания. Как известно, нам проще запоминать информацию, разделяя ее на смысловые куски, – к примеру, легче запомнить телефонный номер «959-18», а не по цифрам «9 5 9 1 8».
Из экспериментов на крысах авторы делают важные выводы о человеке и его привычках. Нет ничего удивительного в том, что нам так трудно справиться с нашими зависимостями: они основательно уложены у нас в мозгу. Тем не менее, опыты показывают, что действия эти всегда находятся под контролем как минимум одной части мозга, который отвечает за сознание и без его участия привычные действия просто не работают.
Очевидно, что в формировании и разрушении привычек играет большую роль и поведенческая терапия, трюки, которые помогают вырабатывать полезные привычки. Если вы хотите приучить себя бегать по утрам, то с вечера стоит поставить на видное место беговые кроссовки. Подсказки, расставленные в окружающем пространстве, помогают привить привычки. То же самое с дурными привычками, от которых вы хотите избавиться: чем меньше в окружающем мире будет напоминаний, тем проще.