Изобретаем лучшее будущее
Директор центра MIT Media Lab Джой Ито, родился в Японии, учился в Штатах, в 13 лет устроился исследователем в инженерную компанию, где работал отец. Играл диджей-сеты в ночных клубах Чикаго, основал в Токио инвестфонд Digital Garage и стал CEO первого японского интернет-провайдера, открыл в Сингапуре инкубатор Neoteny Labs. В 2000-е годы поработал практически во всех главных интернет-институциях: в регуляторе интернета ICANN, в Mozilla Foundation и Open Source Initiative, возглавлял организацию Creative Commons, которая продвигает новые формы копирайта. Ну а потом стал директором MIT Media Lab.
Живет Ито уже пять лет в Дубае, но две трети года путешествует. На это время в Media Lab его заменяет робот. Точнее, устройство телеприсутствия: стойка с экраном, которая разъезжает по офису на колесиках и позволяет Ито общаться с сотрудниками откуда угодно. В общем, настоящий connected person, на личном сайте которого всегда значится его текущее местонахождение и план поездок по миру.
Ито в интервью журналу Wired: «Мы хотим взять ДНК Media Lab, наш секретный соус, и забросить его в сообщества, в компании, в правительства. Это моя миссия и наша миссия – распространять эту ДНК».
В Media Lab проводится ежегодная конференция EmTech, где MIT и другие площадки Долины показывают свои новые идеи.
Несколько тезисов Джоя Ито о проектировании будущего, технологическом бизнесе и о том, кто выживет в цифровом мире.
«Я больше не верю в футурологов, они обычно ошибаются. Себя я называю nowist – человек, который живет сейчас, – и пытаюсь понять, как выработать способность реагировать на что угодно. Иными словами, я хочу создать своего рода навык проворства. Сегодня главное обременение для компаний – это слишком много активов; нужно научиться быть гибкими и проворными».
Ито с удовольствием приводит пример из собственной жизни. Как раз когда он устраивался в Media Lab, в Японии произошла ядерная катастрофа на АЭС «Фукусима». Все, у кого были планы на случай чрезвычайных происшествий, ничего не смогли сделать, объясняет Ито. Сам же он через Твиттер и другие соцсети организовал работу добровольцев, которые с помощью счетчиков Гейгера замеряли радиоактивность в разных областях Японии.
«Скорость и хаос пугают лишь тогда, когда вы пытаетесь все контролировать. Нужно отказаться от идеи контроля и быть уверенным в своей способности собирать сущности вместе по ходу дела. Сейчас информации так много, что более сильная информационная перегрузка уже невозможна. Утонуть в реке четыре метра глубиной – то же самое, что утонуть в океане. А если вы умеете плавать, не важно, сколько под вами воды».Каждый должен стать учителем для самого себя и для других, уверен Ито: «Университеты были необходимы, потому что прежде цена дистрибуции и цена сбора людей в одном месте были столь высоки, что приходилось отбирать самых умных детей и инвестировать много денег в их образование, потому что образования как такового было немного.
Сейчас, когда есть интернет, вы можете дать доступ к информации любому человеку без каких-либо затрат, и можно собирать людей вместе на образовательных онлайн-форумах и так далее. Внезапно мы перешли от мира дефицита, где можно давать образование лишь ограниченному числу людей каждый год, к миру, где у нас есть возможность дать образование каждому».
«Я ищу процесс, чтобы, по сути, воздвигнуть гигантскую антенну, благодаря которой уже не упустишь то, что появляется на горизонте. Это связано и с нашей политикой в Media Lab: мы требуем от профессоров междисциплинарности. Если ты можешь и хочешь заниматься только каким-то одним уже существующим полем, тебе не место в Lab. Я ищу людей и вещи, которые никуда не могут встроиться, – изгоев общества».
Что делать СМИ в эпоху интернета?По мнению Ито, – это перевести работу редакций на уровень небольших команд, которые сами автономно будут придумывать и внедрять идеи, приложения, медиапродукты. «Обычно в больших организациях обнаруживается некоторое небольшое число людей, которые понимают, что от них нужно, и могут просто взять да сделать это».
Гаджеты, работающие с подсознанием «Разрабатывая пользовательские интерфейсы, мы стремимся дать пользователю власть понимать и контролировать систему. Вывод на экраны и динамики, ввод с клавиатуры, тачскрина или жестами. Но пользователь, который всем этим пользуется, – это наше сознательное «я», логическая часть нашего мозга, которая считает, что управляет всем.
Но на самом деле этот «разум» не так уж все и контролирует. Наш более обширный и часто куда более мудрый «разум» – эмоциональная, подсознательная часть нашей нервной системы, которая обеспечивает параллельную обработку и распознавание образов, – даже манипулирует нашим сознанием и обманывает его.
Поэтому хороший дизайн – это коммуникация с более широкой, более быстрой и эмоциональной системой… Я уверен, что мы должны гораздо больше сосредоточиться на интерфейсах, которые отправляют информацию и получают сигналы от всей нашей нервной системы. Это могут быть датчики состояния здоровья, роботы-помощники, «интернет вещей», термостаты или автомобили будущего…».