Рентабельность активов и влияние на мотивацию
Мерилом успеха для многих предпринимателей является чистая прибыль, которая не должна рассматриваться в отрыве от других показателей, таких как рентабельность активов и собственного капитала.
Если вы купили машину, со временем она дешевеет. Иначе с квартирой – дешевеют квартиры только в годы жестких кризисов и, как правило, ненадолго. Говоря языком финансистов, квартира – это выгодная инвестиция, машина – нет.
Квартира, и машина – это активы. Изменение их рыночной стоимости отражает рентабельность ваших инвестиций. Но это активы частные, они чаще всего не приносят дохода во время использования. Иное – активы производственные, они генерируют прибыль в процессе эксплуатации. Здания и сооружения, станки и автопарк, бренды и патенты, запасы и дебиторка, денежные средства на счетах вашей компании – все это должно работать и приносить доход. И соотносить этот доход нужно не только с выручкой, но и со стоимостью этих активов. Иными словами, подсчитывать рентабельность ваших активов.
Многие компании регулярно мониторят рентабельность активов. Их собственникам важно знать, приносят ли их хозяйства адекватный своей стоимости доход. Например, одна из компаний учитывала доставшееся ей по смешной цене производственное здание по балансовой стоимости. Рентабельность по чистой прибыли (прибыль к выручке) и рентабельность активов (по балансовой стоимости) были приемлемыми. Но когда собственник заказал оценку рыночной стоимости здания, оказалось, что прибыль от его продажи многократно превысила бы доход от бизнеса за несколько лет. Продать здание было куда выгоднее, чем использовать его в производственных целях.
Другие компании пристальнее следят за рентабельностью собственного капитала. Например, оптовые компании, у которых из активов только запасы, все остальное в аренде. Запасы эти часто приобретены при помощи банковских кредитов, то есть не все деньги в обороте принадлежат собственникам. Доход бизнеса после уплаты процентов, соотнесенный с деньгами собственников, «крутящихся» в бизнесе, показывает им, насколько эффективно работает их капитал.
Стоимость активов все время меняется. Запасы то растут, то снижаются. Основные средства амортизируются и вновь приобретаются. Отслеживать рентабельность активов слишком часто бессмысленно. Этот показатель имеет экономический смысл только на больших периодах.
Среди бизнесменов подобное мышление чаще свойственно портфельным инвесторам – людям, осознанно входящим в капитал компаний на короткое время. Их интересует регулярный дивидендный доход, который они будут получать от своих вложений в период инвестирования, и прибыль от будущей продажи своей доли.
Но многие собственники мыслят иначе. Они не рассматривают свой бизнес как ликвидный актив, поскольку не планируют этот бизнес продавать. Но даже если вы не планируете продавать бизнес в скором времени, следить за рентабельностью активов необходимо.
Пример: у вас есть крепкий производственный бизнес, но вы убеждены, что будущее за e-commerce, и у вас есть прорывная идея для стартапа. Вы должны прикинуть, не выгоднее ли переложить активы (через продажу бизнеса) из производства в стартап? Если будущая рентабельность активов в стартапе покажется вам более высокой, так и следует сделать.
Рентабельность активов нужно оценивать корректно. Например, в консалтинге, где из активов только мозги, рентабельность материальных активов очень высока. В то же время продать такой бизнес почти невозможно – уход ключевых сотрудников мгновенно делает его убыточным. При этом производственный бизнес может иметь относительно низкую рентабельность активов, но он более устойчив и ликвиден. Так что сравнивать свою рентабельность активов нужно со среднеотраслевыми показателями.
Сравнивать рентабельность активов нужно и с альтернативными вариантами помещения капитала. Время от времени бизнесмен должен спрашивать себя – а не получит ли он больший доход, не найдет ли своим активам лучшее применение, если продаст (ликвидирует) свой бизнес и вложит деньги во что-то еще? Эту концепцию с большим трудом могут принять собственники, строившие свой бизнес на века.
Их удерживает от этого психологическая связь с бизнесом – вовлеченный в бизнес собственник, как правило, добивается от него большей эффективности. Один предприниматель поступает весьма оригинально – рентабельность активов (собственного капитала) является в его компании основой для мотивации топ-менеджеров. Он рассуждает так: рентабельность собственного капитала, равная 10 % годовых, это тот доход, который я получу и без них, в госбанке (экономисты назвали бы это «нормальной прибылью»). А прибыль – это любой доход сверх этой прибыли. И если этой сверхприбыли нет, нет и повода рисковать и заниматься бизнесом. Поэтому все топ-менеджеры получают бонусы, зависящие от дохода свыше 10 процентов годовых на собственный капитал владельца. Эта схема даёт пищу для ума.