В последние годы экономика Турции многими рассматривается как восходящая звезда
Министр по европейским делам Турции Эгемен Багис (Egemen Bağış) во время своего визита по Балтийским странам ответил на вопросы журнала Baltic-course. com. «В 2010 году Турция стала шестнадцатой по величине экономикой в мире. По оценкам ОЭСР, если Турция поддержит такие экономические показатели в ближайшие десятилетия, к 2050 году она станет одной из десяти крупнейших экономик мира и второй по величине экономикой в Европе», — подчеркнул министр.
Как турецкий планэкономического развития коррелируется с проблемами глобального и европейского кризиса — в целом в экономике, ив финансовом секторе, в частности?ЭгеменБагис:В последние годы экономика Турции многими сталарассматриваться как восходящая звезда. Турецкая экономика была самойбыстрорастущей в Европе в последнее десятилетиеи с точки зрения валового внутреннего продукта. В 2010 году Турция стала шестнадцатойпо величине экономикой в мире. По оценкам ОЭСР, если Турция поддержит такиеэкономические показатели в ближайшие десятилетия, к 2050 году она станет однойиз десяти крупнейших экономик мира и второй по величине экономикой в Европе. С учетом устойчивости турецкой экономики вотличие от хрупкости экономики ЕС, возникла очевидная необходимостьпересмотреть общие интересы, к которым приведет вступление Турции в ЕС.
Одно из самых сильных направлений сотрудничества в турецко-европейских отношенияхназодится в области экономики. Как отмечается в Докладе о прогрессе Турции, в 2011году Таможенный союз ЕС — Турция продолжит работу по увеличению двустороннейторговли между Евросоюзом и Турцией, которая в 2010 году превысила 100 млрд. евро.Турция является седьмым крупнейшим торговым партнером ЕС, в тоже время ЕСявляется крупнейшим партнером Турции.
Более того, почти половина от общего объема торговли Турции с ЕС и почти 80%прямых иностранных инвестиций в Турцию поступает из Европейского Союза. Тем неменее, мы недовольны этими цифрами. И с нетерпением ожидаем в ближайшие годы дальнейшегоувеличения объема товарооборота и инвестиций.
Еще один важный момент, который будет обсуждаться в оценке возможного вклада привступлении Турции в ЕС, касается вопроса энергии.
Благодаря своему уникальному расположению, Турция является энергетическимкоридором между Европой, Центральной Евразией и Кавказом для поставоккаспийской нефти и газа. Более 70% сырой нефти и природного газа в миренаходятся в России, на Каспии и регионах Ближнего Востока, окружающих Турцию.
Сегодня показатель энергетической зависимости ЕС превышает 50% и, какожидается, достигнет 70% к 2030 году. В рамках таких масштабных энергетическихпроектов, как Баку — Тбилиси — Джейхан и трубопровода Nabucco, Турциязначительно укрепит энергетическую безопасность ЕС по диверсификации поставокэнергоресурсов.
Будучи седьмой по величине страной по геотермальному потенциалу, и восьмой сточки гидроэлектроэнергии, Турция является одной из самых богатых стран в мире ипо возобновляемым источникам энергии. Таким образом, вступление Турции в ЕСзначительно поможет увеличить долю возобновляемых источников в потребленииэнергии в странах Евросоюза.
На каком уровне сегодня находятся политические, экономические и другие отношениямежду ЕС и Турцией?
Эгемен Багис: Началопереговоров о присоединении к ЕС мы рассматриваем как необратимый процесс, вкотором перспективы членства страны-кандидата постепенно обретают ясность. Вслучае с Турцией такого еще не было. Не потому, что переговорный процесс былчисто техническим, а потому, что никто еще не находился под влияниемполитических факторов в той степени, как в случае с Турцией.
В переговорах о вступлении Турции в ЕС были открыты 13 из 33 разделов, и 17 изоставшихся 20 были заблокированы из-за политических препятствий некоторыхгосударств-членов и Совета ЕС. В настоящее время остаются три раздела (политикав области конкуренции, государственных закупок и социальной политики изанятости), которые могут быть технически открыты. Однако, как и в предыдущихрасширениях, эти три раздела являются самыми трудными, имеющими критическиемакроэкономические последствия и для других кандидатов.
Все это приводит к постепенному снижению доверия к ЕС в глазах турецкогонарода. Сегодня, 92% турок считают, что ЕС искренен и имеет двойные стандарты,когда речь заходит о вступлении Турции.
События, особенно с декабря 2006 года, к сожалению, показали, что определенныегосударства-члены отвлекаются от рутинного хода переговорного процесса, отражаясвои собственные интересы в этом процессе. Другие государства-члены и институтыЕС не смогли противодействовать такому подходу, не обслуживающему интересыСоюза.
Расширение процесса остается на заднем плане, и структурные проблемыгосударств-членов не учитываются. Вместо того чтобы стать проводникомдолгосрочной политики, ЕС принимает недальновидное решение.
Более полувека прошло с тех пор, как Турция постучала в двери Европы. В прошломприглашение Турции в ЕС был вызвано чисто экономическими причинами. Сегодня Турцияиная. Это более не страна, которая будет ждать у двери без каких-либообоснований. Иногда я задаюсь вопросом, являются ли власти Турции препятствиемдля ее присоединения к Союзу.
Некоторые утверждают, что у Турции нет другой реальной альтернативы кромеЕвропы. Европе. Этот аргумент может бытьсправедливым, принимая во внимание уровень экономической интеграции междуТурцией и ЕС, и, в частности, тот факт, что либеральная и демократическаяЕвропа всегда была якорем для реформ в Турции.
Тем не менее, противоположных мнений действительно больше. Европа не имеетреальной альтернативы Турции. В условиях, когда меняется мировой порядок и баланс сил, ЕС особенно необходимо, чтобыТурция становилась все сильнее, богаче, солиднее и более безопасной для Союза. Надеюсь,что обнаружить этот факт для наших европейских друзей не станет слишком поздно.
Прошло 50 лет с момента первого соглашения о гастарбайтерах, заключенного между Германией и Турцией. Каковы сегодня позитивные и негативные результаты для обеих сторон с учетом того, что более 3 миллионов турок переехало в Германию?
Эгемен Багис: В силу исторических, политических, экономических и социальных причин, Турция иГермания были и продолжают оставаться важными партнерами друг для друга. Напротяжении всей истории двух стран имеют место дружеские отношения. Тесноесотрудничество продолжается до сих пор.
Действительно, турецкая община, проживающая в Германии, остается наиболееважным аспектом турецко-немецких отношений.
После подписания с Германий Соглашения о рабочей силе в 1961 году, Турциянаправила значительную часть своих работников в Германию, где турецкиерабочие-иммигранты помогали восстанавливать разрушенную войной страну.
Турецкая община боролась с трудностями и добилась замечательных успехов в тотпериод, у второго и третьего поколений турок остаются сильные позиции вГермании и в настоящее время.
Турецкая община в Германии, с почти тремя миллионами человек (около 1 миллиона имеютнемецкое гражданство), демонстрирует сильное присутствие. Тем самым, турецкиеиммигранты и гастарбайтеры из 60-х годов превратились в граждан Германии.Несомненно, они вносят существенный вклад в эту страну. В одном случае, этонемецко-турецкий режиссер, представляющий Германию на международной арене. Вдругом — немецко-турецкий футболист, который вносит свой вклад в успехиГермании. В последнее время немецкие политики турецкого происхождения такжебыли весьма активны на федеральном и государственном уровне. Крупнейшейполитической партией Германии руководит немец турецкого происхождения второгопоколения.
В соответствии с докладом «Влияние миграции на немецкое общество»,опубликованном German Migration and Asylum Institution в 2005 году, безрабочих-мигрантов немецкая экономика не могла бы находится в ее нынешнемхорошем состоянии. Турки в Германии также способствовали созданию рабочих мести экономическому росту 70 000 малых и средних предприятий (МСП). Сегодня этиМСП создают общий оборот в 30 млрд. евро в год и обеспечивают занятость неменее 350 000 человек.
На самом деле, турки в Германии уже не гастарбайтеры или иностранцы, те идругие сегодня являются гражданами Турции и Германии, свободно владеющими двумяродными языками.
Тем самым, между Турцией и Германией были построены мощные мосты.
Факты и цифры свидетельствуют о том, что Турция, как и Германия, в будущем можетстать в Европе лидером в экономической, демографической, социально-культурной иполитической сферах.
В год 50-летия Соглашения о рабочей силе, мы должны искать пути для болеевсеобъемлющей политики даже за пределами интеграции. Полагаю, настало времяговорить о равном участии.
В первом приближении латвийско-турецкие отношения кажутся какими-то односторонними:латвийцы стали активными туристами в Турции, у нас продаются продукты питания, ковры и другие турецкиетовары. Есть ли другие преимущества для турецко латвийских взаимных отношений и взаимовыгодные перспективы ?
Эгемен Багис: Дипломатическиеотношения между Турцией и Латвией начались с договора о дружбе от 3 января 1925года. Турция не признала аннексии стран Балтии Советским Союзом в 1944 году.Отношения между двумя странами были обновлены на основе Совместной декларации в1991 году после провозглашения независимости Латвии и распада СССР.
Перспективы членства в НАТО и ЕС сделали турецкую и латвийскую внешнюю политикуоснованной на общем знаменателе. Турция поддержала вступление Латвии в НАТО.Латвия поддерживает процесс вступления Турции в ЕС. Мы ценим положительный идружественный характер двусторонних отношений и выражаем нашузаинтересованность в дальнейшем расширении взаимных экономических контактов.
Сотрудничество в области туризма являетсядинамичным и предприниматели с обеих сторон заинтересованы в созданиидальнейших контактов. Существует значительный потенциал в развитии транзита междусевером и югом, между регионами Черного и Балтийского морей, в том числе между Турциейи Латвией. Расширение железнодорожного маршрута поезда «Зубр» в направлении Турции,я думаю, откроет много возможностей для наших народов и для региона в целом.
Ольга Павук, Юджин Этерес, журнал Baltic-course.com