Развитие энергетической отрасли Латвии, Литвы и Эстонии
11 мая в дипломатическом экономическом клубе прошла встреча с Юрисом Савицкисом, президентом ITERA Latvia, членом правления Latvijas gaze.
Юрис Савицикис представил современное состояние и направления развития энергетической газовой отрасли, ответил на вопросы участников встречи.
Презентация *pdf, Ю. Савицкис в Дипломатическом клубе 11 мая 2017
Вице-президент дипломатического клуба Александра Чизмадиа поблагодарила Ю. Савицкиса за содержательную беседу и вручила памятный сувенир от клуба.
На встрече принимали участие члены клуба и приглашенные гости:
Л. Панкова, Я. Цвек-Карпович, Ж. Мырзакассимова, С. Шушунова, Е. Лопатко, В. Осипов, А. Чизмадиа, И. Рейл, М.Шалаева, В. Ролдугин, К. Пауэр, О. Павук, В. Бутенко, И. Шеремет, Ж-Ф. Шкляр, П. Хименез, А. Артыков, И. Фрейберга, М. Роозе, К. Кокина, Н. Алексеева, В. Волкодав, Ж. Абдурасулов, Д. Мельник и др.
Др. Ольга Павук, шеф-редактор журнала Baltic-course.com по итогам встречи в Дип клубе, отмечает в публикации:
«Одновременно с глобализацией энергетического рынка проявляется его регионализация. На фоне кризиса потребления газа в Европе получает развитие энергия из возобновляемых источников. В США активно ведутся разработки по добыче сланцевого газа. Добыча тяжелой нефти в Венесуэле. Бразилия бьет рекорды по добыче шельфовой нефти. Канада стала первой страной, активно осваивающей производство нефти из битумногопеска. Катар строит терминалы или участвует в их строительстве по приемке своего сжиженного природного газа по всему миру. Почти половина запасов нефти сосредоточена в регионе Среднего Востока. Вместе с ростом экономики помимо местных источников энергии в Китае растет спрос на экспортные энергоресурсы.
Добыча газа растет – пропорции меняются
С точки зрения энергетической безопасности природный газ является самым надежным источником энергии в пиковом режиме по сравнению с любыми другими источниками, включая атомную, солнечную, ветряную и гидроэнергетику. Гарантировать устойчивость поставок возобновляемых источников энергии не может никто.
Мировой прирост добычи природного газа в 2015 году ускорился до 2,2%, что несколько ниже среднего показателя за 10 лет на 2,4%. В Северной Америке зафиксирован самый большой прирост (+ 3,9%) за счет продолжающегося значительного роста объемов производства в США, в то время как производство в Европе и Евразии сократилось на 0,7%, причем в Нидерландах и России наблюдалось значительное снижение.
Рост потребления (+ 1,7%) также ускорился с очень слабого 2014 года, но остался ниже среднего значения (2,3%) за 10 лет. На Ближнем Востоке зафиксированы самые высокие темпы роста в регионах (+ 6,2%), а потребление в Европе и Евразии сократилось на 0,3%, при этом снижение темпов роста в России замедлилось.
Спрос на природный газ в Балтии падает
График потребления природного газа в странах Балтии, TWh |
Эксперты говорят о постепенном сокращении газового рынка в странах Балтии с 3,78 млн. куб.м в 2016 году до 3,50 млн. куб.м к 2023 году. Спрос на природный газ во всех трех странах Балтии за последние 6 лет значительно снизился. (график 1).
В Литве доля природного газа а потребляемых энергоресурсах составляет 29%, в Латвии 24%, в Эстонии 7%.
В 2016 году литовский газовый рынок был закрыт поскольку все еще действовали субсидии для крупнейших клиентов, которые выплачиваются из средств, полученных от Газпрома в качестве компенсации в прошлом за очень высокую цену на газ и, следовательно, сейчас на литовском рынке газ может продаваться ниже текущей закупочной цены.Ожидается дальнейший спад на небольшом газовом рынке в Эстонии.
Пик спроса на природный газ в Латвии пришелся на 2010 год, более 1800 млн. куб. м. К 2015 году спрос сократился на 25%. Но в 2016 году наметилось увеличение -- до 1400 млн. куб.м. (данные Центрального статбюро ЛР). Прогнозируется, что потребление природного газа в Латвии стабилизируется к 2020 году на уровне 10000 млн. куб.м в год.
Следует также отметить, что по оценкам аналитиков Ramboll Group, Латвия занимает пятое место в Европе по показателю безопасности газовых поставок (впереди только Россия, Норвегия, Словакия и Италия
Потребность Латвии в природном газе сильно зависит от производства тепла и электроэнергии, а, следовательно, и от погоды. По состоянию на 2013-2014 гг. в структуре потребления газа 57% занимает производство тепла, 19% промышленность, 15% муниципальные и коммерческие компании, 9% частные потребители. 60% от общего объема продаж Latvijas Gaze реализовано предприятиям по производству электроэнергии и тепла в Латвии. (Источник: ENTSOG).
Раздел Latvijas Gaze
Обязательства по разделению латвийской газовой компании предусмотрены в Директиве ЕС по газу 2009/73 и дополнены поправками к латвийскому Закону об энергетике.
Согласно поправкам к Закону «Об энергетике», принятым 11.02.2016. и вступившим в силу с 08.03.2016., Латвия выбрала полное разделение собственности компании.
Раздел должен произойти в три этапа:
1. Апрель 2017 г. Свободный выбор поставщика. Выделение совместных TSO и SSO в качестве дочерней компании.
2. Декабрь 2017 г. Ослабление владения.
3. Январь 2018 г. Разделение DSO от торговой компании.
После раздела изменятся функции обеих компаний:
* Latvijas Gaze: торговля и распределение.
* Conexus: передача и хранение.
Главные требования к обеим компаниям после раздела:
* Отдельные совет и правление.
* Отсутствие функций совместной поддержки.
* Отдельные офисы.
* Отдельные информационные системы.
*Компании не могут быть частью вертикально интегрированной компании.
Открытие латвийского рынка природного газа приводит к нескольким структурным и концептуальным изменениям.
Закрытый рынок | Открытый рынок |
Клиентов обслуживает полностью интегрированный единый поставщик | Клиенты могут свободно выбирать между несколькими поставщиками/трейдерами |
| Передача, хранение, а также распределение отделены от деятельности по торговле газом |
Регулируемые цены | Цена может обсуждаться между клиентом и поставщиком/торговцем |
Ограниченная дифферинциация продукта | Поставщик/трейдер не несет ответственности за безопасность поставок |
Единый поставщик по закону, ответственный за безопасность поставок | Поставщик/трейдер не несет ответственности за безопасность поставок |
Принятие решения поставщиком не ограничивается только коммерческими соображениями | Принятие решений трейдерами основывается исключительно на коммерческом обосновании и конкурентном позиционировании |
Дополнительные изменения с прямым воздействием на ожидаемых клиентов:
1. В случае сохранения важности хранения в модели предложения для Латвии, открытый рынок будет постепенно смещаться в сторону большего акцента на газовый год (с апреля по апрель).
2. В условиях сокращения или стагнации рынка с усилением конкуренции обязательства «бери или плати», скорее всего, будут играть более значительную роль.
3. При отсутствии полностью функционирующего и ликвидного торгового центра доступность дополнительного незапланированного спроса будет ограничена и будет приходиться на соответствующие расходы.
4. Традиционная модель ценообразования на основе нефти с временной задержкой будет постепенно дополняться элементами/механизмами ценообразования на основе концентраторов.
5. Клиенты будут иметь больше выбора, но также больше ответственности за свои собственные коммерческие решения.
Инчукалнс – основной латвийский актив
График 2. Газоснабжение Инчукалнского газохранилища (MCM) |
Регулирование работы подземных хранилищ газа для обеспечения поставок в ЕС отличается в разных странах. Так, обязательство участников рынка хранить газ оговорено законом во Франции, Испании, Португалии, Бельгии, Дании, Чехии, Словакии, Польше.
Стратегическое хранение газа предусматривает законодательство в Италии и Венгрии.
Регулирование отсутствует в Великобритании, Германии, Австрии и Нидерландах.
Нерешенными остаются вопросы, касающиеся Инчукалнского газового хранилища. Обеспечить Латвию в зимнее время по трубопроводу невозможно. Возможности физического снабжения в Балтийском регионе по-прежнему ограничены. Инчукалнское хранилище остается основным активом для текущих поставок природного газа в Латвию.
Исторически газ из Инчукалнского газохранилища поставляется зимой в Латвию, Эстонию, Россию и в Литву. 2016 год стал первым годом, когда Газпром решил не закачивать газ в хранилище для России, а Эстония предпочла получать газ по трубопроводу. Общий объем, введенный в хранилище в 2016 году, составил 1532 МВт, а около 200 МСК российский газ предыдущего сезона.
Основная модель поставок для Латвии сегодня: ввод газа в хранилище в летнее время и выведение в зимний период и управление крупными изменениями спроса посредством имеющихся гибких возможностей в долгосрочном соглашении о поставках.
Разработка будущей тарифной модели и абсолютного уровня тарифов на хранение газа решит вопрос об привлекательности хранения для трейдеров на открытом рынке. Повышение тарифов за хранение газа для латвийских клиентов неизбежно. Запасы природного газа в хранилищах Инчукалнса сокращаются (график 2.)
Транзит газа.
В 2015 году транзит газа через Латвию составил 485 млн. куб.м. В Эстонию было доставлено 97 млн. куб.м. газа из Литвы через Латвию, что составляет 20% от общего потребления. Такие же тенденции продолжались и в 2016 году. технически эти поставки не были бы возможны без Инчукалнского газохранилища, поскольку фактически газ из Литвы поставлялся клиентам в Латвии, но в Эстонию поставки шли со склада, и тем самым Latvijas Gaze субсидировал газовых клиентов в Эстонии.
Проблемы, барьеры и возможности общего газового рынка в Балтии
Газовый рынок в Европе находится в стадии реформирования. Основные инвестиционные проекты охватывают строительство нескольких терминалов СПГ, шести газовых хранилищ и пяти соединений трубопроводов
Эксперты говорят о постепенном сокращении газового рынка в странах Балтии с 3,78 млн. куб.м в 2016 году до 3,50 млн. куб.м к 2023 году.
С учетом уменьшения финансовых потоков уже в 2017 году как последствие Brexit, перестройка газо-транспортной системы для подключения к европейскому кольцу может стать тяжелым бременем для участников рынка стран Балтии. Присоединение к европейской системе трубопроводов и реконструкция трубопроводов внутри стран Балтии обойдется в сумму более чем полмиллиарда долларов.
* GIPL (Литва 27,45 млн. евро, Латвия 14,7 млн. евро, Эстония 1,5 млн. евро).
* Balticconnector ~ 250 млн. евро.
* Инчукалнское ПХГ ~ 87 млн. евро.
* Газовое соединение LV-LT ~ 95 млн. евро.
* Ввод в эксплуатацию смычки LV-EE ~ 37 млн. евро.
Несколько лет обсуждается проект строительства регионального терминала СПГ в регионе Балтийского моря с привлечением европейского финансирования.
Построенный в это же время без европейских денег терминал в Клайпеде, не может стать региональным. По мнению Ю. Савицкиса, лучшим местом для регионального терминала СПГ могла бы быть Латвия. Но скорее всего, победит совместный проект Эстония-Финляндия.
В Латвии развитие рынка будут тормозить неразрешенные проблемы Инчукалнского ПГХ и необходимость крупных инвестиций в развитие инфраструктуры. Разработка будущей тарифной модели и абсолютного уровня тарифов на хранение решит вопрос об привлекательности хранения для трейдеров на открытом рынке.
Таким образом, даже после открытия газового рынка в Латвии 3 апреля 2017 года функционирование общего газового рынка в странах Балтии будет проблематичным. Решением проблемы было бы создание совместного балтийского рынка с четкими и прозрачными правилами, которые могли бы увеличить ликвидность рынка.»