Неуверенный оптимизм в горах Давоса
Мировая экономика демонстрирует признаки определенного посткризисного оздоровления. На очередном Форуме в Давосе (22-25.01.2014), его участники займутся проблемами, угрожающими уничтожить этот еще слабый рост. Участники обсудят фундаментальные тенденции всемирной экономики, которые могут стать как началом нового кризиса, так и источником очередной фазы мощного промышленного роста. Пока же ясно одно: позитивные тренды, которые демонстрируют нам сейчас мировые финансовые рынки, являются только одним из аспектов чрезвычайной сложной и неоднозначной ситуации.
В позитивных заклинаниях сейчас недостатка нет. Вот и президент США Барак Обама, констатировав заметное улучшение общей экономической ситуации в прошлом году, заявил, что 2014-й год станет для экономики США «годом прорыва». Центробанк Соединенных Штатов (Федеральная резервная система) объявил параллельно, что в ближайшем будущем он намерен постепенно сворачивать стратегию стимулирования экономики большими объемами дешевых денег (так называемый курс «качественного смягчения»).
«Всемирный банк», со своей стороны, уверен, что темпы глобального экономического роста увеличатся с 2,4% в 2013 году до 3,2% в 2014 году. «Международный валютный фонд» исходит из того, что в ближайшие несколько недель у него будут все основания повысить свой прогноз относительно темпов роста глобальной экономики до 3,6 %.
Что касается Швейцарии, то она ожидает значительного, до 2,3%, увеличения темпов роста объемов своего экспорта, что может стать решающим фактором для ее экономики, ориентированной преимущественно на экспорт.
«В самом деле, первые с 2010 года мы зарегистрировали ясный сигнал, который дает нам основания говорить об устойчивом восстановлении мировой экономики», — заявил порталу swissinfo.ch Жанвилем Акет (Janwillem Acket), главный экономист швейцарского банка «Julius Bär».
«Подъем наиболее заметен в странах с развитой экономикой. В то время, как стремительное продвижение китайского локомотива несколько замедлилось, промышленность развитых стран показывает очень достойные результаты», — подчеркивает банкир.
Однако многие эксперты предупреждают, что за этими впечатляющими цифрами скрывается отсутствие у правительств стремления к структурным реформам, что грозит в зародыше уничтожить первые обнадеживающие признаки оздоровления.
Корыстные интересы?
В своей статье, опубликованной накануне Давосского форума, нобелевский лауреат и экономист Джозеф Стиглиц (Joseph Stiglitz) назвал актуальную экономическую ситуацию в мире «серьезным недомоганием». Дж. Стиглиц отметил, что рядовым гражданам жить стало гораздо тяжелее.
«Система не приносит выгоды для широких слоев общества», — пишет он в своем материале. «Она как на национальном, так и на глобальном уровне показывает свою полную неспособность к проведению структурных реформ, которые могли бы создать перспективы для уверенного будущего».
Основатель «WEF» Клаус Шваб также удивил многих своей опубликованной на сайте форума весьма пессимистической статьёй, в которой он предсказывает нам всем «эру заниженных ожиданий», имея в виду, что все мы будем согласны получать в будущем за ту же работу куда меньше. К. Шваб опасается, что реформы, нацеленные на преодоление глобальных торговых барьеров и на уничтожение коррупции, и далее будут «блокироваться влиятельными кругами, имеющими свои корыстные интересы».
Клаус Шваб не уточняет, о каких конкретно «корыстных интересах» идет речь. Однако ясно, что уважаемый глава и основатель Форума, по всей видимости, подозревает в наличии таких интересов и некоторых ведущих участников Давосского форума, то есть глав государств, правительств, министров, а также лидеров мира бизнеса и финансов.
Яичница без разбитых яиц
Еще одна важная тема, серьёзно беспокоящая экспертов, связана с тем фактом, что в настоящее время экономика развитых стран Европы, а также США, Китая и Японии, искусственно наводнена «дешевыми» деньгами в условиях чрезвычайно низких процентных ставок рефинансирования.
Огромный государственный долг и значительный уровень безработицы — вот две проблемы, которые «как тени нависают сейчас над Европой», — считает Жанвиль Акет. Правительства «обленились», особенно в том, что касается проведения реформ, направленных на сокращение государственных расходов и на стимулирование рынка труда, — говорит он.
«Все в Европе любят яичницу, но никто не любит разбивать яйца», — иронизирует Ж. Акет, имея в виду трудности с проведением необходимых, но болезненных реформ, которые принесли бы положительные результаты, пусть даже только в долгосрочной перспективе. Впрочем, ситуация, на самом деле, выглядит куда сложней.
Некоторые меры, которые, по идее, должны были поддержать экономику и не дать ей впасть в новый кризис, — в частности, обязательное увеличение доли собственного капитала, выделяемого банками в качестве страховки в рамках своей инвестиционной и иной деятельности, — привели к тому, что на прошлом саммите многие участники из числа регуляторов, финансистов и экономистов активно жаловались на то, что такого рода новые правила скорее усугубили хаос, нежели устранили его.
На нынешнем Форуме, в воздухе витают те же самые проблемы и аргументы, к которым добавились еще и международно-дипломатические осложнения.
Тихоокеанский рубеж
Бывший посол Швейцарии в Австралии, Сингапуре и Кувейте Даниэль Уокер (Daniel Woker) уверен, что между ситуацией в Азиатско-Тихоокеанском регионе образца 2014-го года и тем, что происходило столетие назад, в 1914-го году, в Европе можно провести некоторые прямые параллели.
Сравнивая современный Китай с Германией вековой давности, Уокер полагает, что стремительный экономический и политический рост обеих держав в одинаковой степени стал вызовом существующему миропорядку. И тогда и сейчас их рост влияния и могущества стал причиной склонности Берлина и Пекина к борьбе «за место под солнцем». А наличие в азиатском регионе своеобразного «джокера», — имеется в виду такая непредсказуемая страна, как Северная Корея, — делает еще более высокой вероятность того, что однажды эта «пороховая бочка» взлетит-таки на воздух.
«Ни одна мировая держава не стремится к конфликту, но совершенно то же самое можно было сказать и о позициях держав в 1914 году: войны поначалу не хотел никто», — отметил в интервью swissinfo.ch Даниэль Уокер. «Конфликты не всегда ведь рождаются по исключительно рациональным причинам. Очень часто сначала завязывается некий кризисный узел, из-за которого потом из-под контроля выходит вся мировая система отношений».
Это, по его мнению, тем более так, если учесть, что, в отличие от Ближнего Востока или Северной Африки, где конфликты ограничиваются рамками определенной территории, Азиатско-Тихоокеанский регион имеет огромное экономическое значение для мира в целом. А потому тут куда более высок риск того, что локальные проблемы региона мгновенно станут глобальными», — резюмирует Д. Уокер.
Мэтью Аллен (Mattew Allen) swissinfo.ch