Пойдут ли швейцарские банки на поводу у американской юстиции
Что происходит с банковской тайной? Будет ли она отменена? Пойдут ли швейцарские банки на поводу у американской юстиции, которая активно борется с неплательщиками налогов? Эти вопросы неоднократно задавали себе швейцарские СМИ, налоговые адвокаты и специалисты банковской сферы в течение 2013 года. Напомним, что 29 августа было подписано соглашение, предусматривающее добровольное участие швейцарских финансово-кредитных учреждений в специальной программе по выявлению случаев уклонения от уплаты налогов, разработанной Вашингтоном.
Зачем же банкам передавать данные о своих клиентах
Дело в том, что интерес к участию в программе должно было поднять обещание американской юстиции не преследовать банки, которые «придут с повинной». Остальным же за примерами далеко ходить не надо – претензии Вашингтона уже получил не один швейцарский банк (от гиганта UBS до старейшего частного банка Wegelin, прекратившего свое существование).
Основные положения соглашения таковы. Банки условно делятся на 4 категории. В первую категорию входят учреждения, которые уже получили запросы о предоставлении административной помощи в расследованиях против американских клиентов, подозреваемых в уклонении от уплаты налогов. Члены первой группы – уже урегулировавший свои отношения с заокеанскими налоговыми органами UBS, Credit Suisse, Julius Bär, кантональные банки Цюриха и Базеля и некоторые другие.
Вторая категория – банки, которые обслуживают американских клиентов-неплательщиков налогов, но пока не попали в поле зрения американской юстиции. Этим банкам предстоит выплатить крупные штрафы, размер которых зависит от даты открытия счета. Точкой отсчета считается «дело UBS», многие клиенты которого стали обслуживаться в других банках, как только стало известно о настойчивом интересе, проявляемом американской налоговой администрацией к флагману швейцарской банковской системы. Банки, которые «пожелают» избрать для себя 2 категорию, должны были это сделать до 31 декабря 2013 года.
Финансово-кредитные учреждения, относящиеся к 3 и 4 группам, должны быть уверены в кристальной честности своих американских вкладчиков или обслуживать только местную клиентуру. У них осталось на размышления еще 9 месяцев. При этом банки, выбравшие одну из этих групп, уже не смогут перейти во вторую категорию, если вдруг обнаружат у себя впоследствии хотя бы одного клиента-нарушителя. Наконец, не следует забывать, что программа является добровольной – а значит, принимать в ней участие необязательно.
По наблюдениям швейцарского экономического журнала Bilan, всего около 70 из 300 финансово-кредитных учреждений страны заявили о своем выборе на 31 декабря 2013. При этом ко второй категории решили присоединиться около 30 банков, среди которых – частный банк Union Bancaire Privée (UBP), Valiant и двенадцать кантональных банков. О своей принадлежности к третьей категории заявили банки Vontobel, SoBa и Cembra Money Bank, а к четвертой (без американских клиентов) присоединились еще 7 кантональных банков. Между тем, выбор около 230 швейцарских банков остался неизвестным. В чем причина?
Большинство (130) учреждений, хранящих молчание, представляют иностранные банки, открывшие представительства в Швейцарии. По информации Bilan, к концу года только 2 филиала иностранных банков сообщили о своем участии в американской программе, один из которых – отделение лихтенштейнского VP Bank. Отсутствие новостей от остальных финансово-кредитных учреждений можно объяснить по-разному: решением, которое исходит от головной компании, находящейся за границей, или нежеланием портить собственный имидж ассоциацией с американо-швейцарским налоговым конфликтом. Впрочем, второе утверждение справедливо и для швейцарских банков. Наконец, некоторые эксперты полагают, что мелкие банки просто не могут себе позволить участие в дорогостоящей программе.
Начало года принесло еще одну новость. Клиент Julius Bär, который относится к первой категории банков, уже получивших претензии американской юстиции, выиграл дело в Федеральном административном суде Швейцарии (TAF). Напомним, что по действующим правилам информация о вкладчиках может быть передана только в рамках детального запроса об оказании административной помощи. TAF посчитал, что в данном случае американские налоговые органы не предоставили убедительных доказательств того, что действия клиентов банка соответствовали определению правонарушения.