Банки и фонды кушать продано
Многочисленные обвинения в адрес банков и инвестиционных фондов в том, что они разгоняют цены на продуктовые фьючерсы, наконец-то привели к вводу ограничений пятью немецкими банками, включая Deutsche Bank и Commerzbank, на доступ клиентов к торговле фьючерсами на продукты питания. Если этот почин поддержат банки других развитых стран, то в скором времени цены на еду перестанут быть столь волатильными.
Серия проведенных в последнее время международных исследований показала, что банки и фонды играют далеко не последнюю роль в ценообразовании на продовольственном рынке в связи с тем, что их сделки носят ярко выраженный спекулятивный характер и раскачивают рынок. Если из-за резких взлетов и падений фьючерсов на акции какой-либо компании страдают лишь ее имидж и привлекательность для инвесторов, то от скачков и провалов цен на продовольствие негативный эффект на себе ощущают фермеры по всему миру и население стран с низким доходом.
Специфичность ситуации с продовольственными фьючерсами заключается еще и в том, что движения их котировок имеют явный сезонный характер и в погоне за прибылью банки и фонды пытаются разогнать и продлить каждый сезонный тренд. Именно эта стратегия заработка спекулянтов и приводит к таким невероятным скачкам цен на продовольствие, как произошло месяц назад с пшеницей и кукурузой, когда все крупнейшие игроки бросились зарабатывать на сильнейшей за полвека засухе в США.
Согласно подсчетам аналитиков объем вложений одного лишь Deutsche Bank в активы, связанные с продовольствием, составляет миллиард долларов, а объем голландского фонда PGGM, инвестирующего преимущественно в продовольствие, достигает 125 миллиардов евро. Эти цифры дают некоторое представление о том, какую долю занимают крупные игроки-спекулянты на этом рынке.
Аналитики многих банков, включая Goldman Sachs, который первым начал в 1992 году активно участвовать в сделках с продовольственными фьючерсами, ждут, что цены на пшеницу, кукурузу и сою из-за засухи пойдут еще выше. На этом фоне ООН недавно заявила, что текущий рост стоимости еды может привести к сильнейшему продовольственному кризису с 2008 года, когда ведущие мировые политики приняли первые меры по ограничению спекулятивной активности на продовольственном рынке. Если эти прогнозы оправдаются, то мир вновь наступит на те же грабли, что и 4 года назад, однако в этот раз есть некоторая надежда, что если и не фонды, то хотя бы крупнейшие банки ведущих стран последуют примеру немецких коллег и ограничат спекуляции на еде.