Карета Нобеля не гремела по мостовой
Про Нобелевскую премию знают все, а вот личность ее основателя Альфреда Нобеля остается загадкой.
Некоторые моменты из жизни Нобеля, его семьи.
Альфред Нобель отправился путешествовать по Европе в 17-летнем возрасте. Фото: Hulton Archive |
Немногие имеют представление о том, что собой представляла семья Нобель…
Глава семьи — Эммануэль Нобель, отец Альфреда, — был изобретателем. Все время что-то придумывал и воплощал свои творения в жизнь. Четверо сыновей — Роберт, Людвиг, Альфред и Эмиль.
Все братья были одаренными. Поначалу семья жила в Швеции, но в 1837 году Эммануэль получил предложение реализовать свои идеи в Санкт-Петербург. Там по заказу военных он начал изготавливать мины, Альфреду тогда было девять лет. Школьные предметы ему преподавали на дому лучшие ученые того времени — в частности, химик Николай Зинин.
Альфред не разработал цистерны для перевозки нефти. Это дело рук его брата Людвига Нобеля
Семейный бизнес расширился, появились машиностроительные, нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании. Нобелевские предприятия размещались в России, динамитные компании — в других странах. У Альфреда, который специализировался на производстве динамита, было около 90 собственных предприятий.
Нобели — одна из семей, деятельность которых в то время оказала большое влияние на развитие общества.
Интеллектуальные способности семьи Нобель были такими, что даже если бы они занимались упаковкой для кефира, то все равно бы разбогатели и прославились
Изначально динамит был создан Альфредом не для войны, а для горного дела, строительства железных дорог и впервые применен в Швеции при сооружении конкретных гражданских объектов.
У Альфреда с самого начала зарождались идеи гуманитарного свойства, а люди, которые встречались ему — его возлюбленная Берта фон Зуттнер, — помогали проявиться тому, что было в нем заложено. Благодаря Берте ему стали близки пацифистские взгляды, а сама она потом стала лауреатом Нобелевской премии мира.
27 ноября 1895 года Альфред подписал свое завещание. Произошло это в Париже, в Шведско-норвежском клубе.
Дискуссии на тему Фонда продолжались около пяти лет, но в конце концов все пришли к единому толкованию завещания. Из архивных материалов следует, что только российская часть семьи сразу была однозначно за выполнение завещания Альфреда и согласилась на немедленную передачу денежных средств около 17 процентов мировых активов Нобелей.
В Швеции, Франции, Англии — то есть в тех странах, в которых также размещались капиталы Альфреда, — притормаживали исполнение его воли.
У Альфреда и Эмиля детей не было, и следующая ветвь пошла от двух братьев. Почти все их потомки — это русская часть семьи.
Альфред был обладателем личного аппарата для копирования писем — и это во второй половине XIX века!
Он не испытывал необходимости в демонстрации своего статуса, был нацелен на результат.
Колеса кареты Нобеля были покрыты специальной резиной, благодаря чему экипаж не гремел по мостовым. В экипаже стоял телефон, соединявший пассажира с кучером, — невиданное по тем временам приспособление.