Методология оценки процесса миграции и реиммиграции
Сотрудники Института философии и социологии Латвийского университета Инесе Шупуле, Инта Миериня, Мартиньш Катранс и Михаил Хазан представили исследование «Сообщество латвийских эмигрантов», котрое охватывает период с 2000 по 2014 гг. Такой масштабный опрос латвийской диаспоры за рубежом был проведен впервые, проведено 14068 интервью в 118 странах, более 200 углубленных опросов сделано в 6 государствах.
Причина столь пристального внимания к проблеме эмиграции в том, что за последние 10 лет Латвию покинуло 220 000 ее жителей. Более 10% латвийцев живут за пределами своей страны, и число эмигрантов продолжает расти.
фото: baltic-course.com
30% жителей навсегда уехали из Латвии, и не планируют возвращаться. 40% готовы вернуться при определенных обстоятельствах, главные из которых стабильность и безопасность для своей семьи. 14% эмигрантов думают о возможности возвращения в течение пяти лет, их беспокоит то, что они теряют связь с родиной, а также ассимиляция детей. Только 4% планируют вернуться в течение шести месяцев. Среди тех, кто хотел бы через пять лет вернуться, больше всего молодых людей в возрасте до 30 лет.
Чаще всего эмигранты чувствуют себя за рубежом счастливо. Миф о том, что латвийские эмигранты обычно заняты низко квалифицированным трудом не соответствует действительности — многие смогли реализовать себя в профессиональном плане. Работа и учеба помогает им обрести знания и опыт, а также обрасти нужными контактами.
Часть мигрантов возвращается в Латвию. Основные причины: там остались семья и друзья; люди скучают по дому, по привычной еде, по своему языку; не желают жить в другой стране как иностранцы и др. К примеру, хотят разговаривать с врачом на латышском языке, а не по-английски.
Мешает вернуться в свою страну отсутствие работы, социальной помощи, а также то, что люди приспособились к новой жизни в других странах. Об этом говорят более 70% опрошенных.
52% всех эмигрантов покинули Латвию впервые, 39% уехали не в первый раз, 9% перебрались из одной зарубежной страны в другую. 18% считают, что можно жить как в Латвии, так и за ее пределами. 40% покидавших Латвию и вернувшихся обратно, не исключают возможность уехать опять. И 24% эмигрантов чувствуют себя гражданами мира.
63% (в том числе 71% латышей и 49% русских) чувствует прочную связь с Латвией, 67% регулярно просматривают новости, у 91% в Латвии остались друзья и 71% не менее раза в неделю общаются с родственниками. 63% отмечают Янов день и не менее 62% слушают латышскую музыку.
Крайне отрицательно выражают эмигранты отношение к ним латвийских властей, 56% поставили оценку «0». 78% опрошенных считают, что власти вообще не интересуют уехавшие люди, особенно много таких среди русских и неграждан, а также людей без высшего образования.
В целом за 15 лет довольны своей жизнью и работой в зарубежье четверо из пятерых иммигрантов из Латвии. Однако в последние годы (2012-2014) удовлетворенных семейной жизнью за границей становится меньше. В то же время, латвийских иммигрантов жизнь в других странах, как в Европе, так и в Америке, Канаде и Австралии, устраивает гораздо больше, чем уехавших в зарубежье в целом. Особенно хорошо, по сравнению с другими иммигрантами, а также с местными жителями, чувствуют себя латвийцы в России.
В среднем 39% эмигрантов используют в своей работе свою профессиональную квалификацию. Дипломы о высшем образовании применяют за рубежом 57% уехавших латвийцев. 25% заняты менее квалифицированным трудом, чем в Латвии, и 7% — более высоким.
Исследование проводилось с целью оценить миграционные процессы, разработать методологию оценки процесса миграции и реиммиграции, проанализировать национальную идентичность сообщества латвийских эмигрантов и их роль в интеграции в других местах или планах возвращения на родину, а также предложить лицам латвийской диаспоры, желающим вернуться на родину, возможные инструменты поддержки со стороны государства.
Ольга Павук baltic-course.com